Заявка на оказание услуги

После отправки заявки на указанную электронную почту будет отправлено подтверждение

Фамилия Имя Отчество Заполните поле
Телефон Заполните поле
Email Заполните поле
Текст Заполните поле
Введите символы
Заполните поле
+7 (383) 363 18 18
заказать звонок

Заказать звонок

Имя Заполните поле
Телефон Заполните поле
Комментарий
Введите символы
Заполните поле
ООО «Деловой Новосибирск»
ИНН 5406374623
630102, г. Новосибирск, ул. Кирова, 50, офис 25/1
Тел/факс +7 (383) 363 18 18 (многоканальный)
e-mail: office@dn-nsk.ru; www.dn-nsk.ru

Новости прессы

Восемь правил, которым надо следовать при продаже бизнеса

15.04.2016 Публикации  

Каждый предприниматель с чего-то начинает. С течением времени идей и возможностей становится больше, и возникает потребность в продаже своего первого проекта. Как это правильно сделать?

История американского предпринимателя Джеймса Альтушера, автора множества бизнес-бестеллеров, видео блогера и основателя более чем 20 различных компаний, включая Reset Inc. и StockPickr. Альтушер рассказывает, о чем следует помнить при продаже своего бизнеса.

1. Готовьтесь к продаже на год раньше. Начинайте вести переговоры с потенциальными покупателями прямо сейчас. В случае первой компании, которую я продал в 1998 году, я начал встречаться с рекламными агентствами за год до продажи. К моменту начала переговоров я был не готов к продаже. Я мог бы продать компанию и раньше, но она была еще слишком мала. Поэтому я просто держал всех курсе дела и ежемесячно обновлял информацию. Каждые три месяца за завтраком или ланчем я встречался с покупателями для поддержания деловых отношений. К тому моменту, когда я, наконец, был готов продать компанию, у меня было 4-5 потенциальных предложений о покупке. В итоге я продал бизнес компании, с которой ранее никогда не контактировал. Но она слышала о нас, потому что о нас говорили все вокруг.

2. Правило 20:6:3:1. В 2004 году я хотел продать компанию, малой частью которой я владел (психиатрическая лечебница. И, нет, я не был ее пациентом). Основатели инвестировали средства в фонд, который я организовал. Им внезапно поступило предложение о продаже клиники за 10 миллионов долларов. Я попросил дать мне попробовать продать ее самому.

Мой друг занимался брокерскими продажами небольших компаний в течение 30 лет. Он и рассказал мне о правиле 20:6:3:1, которое сработало и в моем случае. Сначала мы определили 20 частных фирм, государственных и вспомогательных компаний, интересующихся покупкой психиатрической клиники.

Далее правило сработало как по волшебству. Нам назначили 6-ть встреч. Из них три встречи оказались серьезными, после каждой из которых последовало предложение о покупке. Мы выбрали лучшее предложение (сумма которого была вдвое больше других) и продали бизнес за 41,5 миллионов долларов. И это за компанию с показателем EBITDA в 1 миллион долларов.

3. Просите совета / генерируйте идеи. Одной из ключевых тактик является так называемая тактика «ноги в проеме двери», то есть тактика манипуляции. Любому потенциальному покупателю, которому подходит ваш бизнес, предложите несколько идей того, как можно интегрировать вашу компанию с их действующим бизнесом и получать доходы, привлекать новых покупателей, и т.д. Пригласите покупателей на встречу (если идеи будут достаточно хорошими, они сами вас пригласят). Расскажите им об идеях. Попросите совета относительно того, как бы вам вместе поработать над этими идеями. Убедитесь в том, что каждая идея принесет им деньги. Много денег. Что это вам даст? Вы можете стать лидером компании (можете возглавить ее в качестве исполнительного директора, или начальника отдела по развитию бизнеса, или директора по маркетингу, или продажам, или технического директора). В свою очередь ваши покупатели получат информацию, с которой они смогут предстать перед советом директоров своей компании.

Когда я пытался продать Stockpickr.com (мы продали компанию TheStreet.com в апреле 2007 года) я вел переговоры с Yahoo, AOL, Google, Reuters, Forbes, и некоторыми другими компаниями. Несмотря на то, что я не продал бизнес ни одной из упомянутых выше компаний, я все равно старался развивать отношения между ними и Stockpickr. И эти отношения длятся даже после покупки Stockpickr компанией TheStreet.com.

У меня был друг, который сделал все с точностью до наоборот. Он поносил каждую компанию, которая могла стать потенциальным покупателем. Понося эти компании, он, надеялся, что в ответ они тоже будут нелестно отзываться о его компании и это привлечет внимание остальной аудитории. Могу вам сказать. В краткосрочной перспективе такой подход может сработать. Но в долгосрочной – ваша компания потеряет гораздо больше.

4. До начала переговоров подготовьте математическую формулу, которая поможет вам оценить вашу компанию. Формула должны быть очень простой, такой, с которой согласятся обе стороны еще до того, как будут известны конкретные цифры. Например, вы можете сказать «мы оцениваем наш бизнес на уровне 6ти кратных будущих доходов, при условии, что с нами будут ваши клиенты.» Если покупатели скажут «нет», вы всегда сможете согласиться и ответить «хорошо, в половину меньше.» И тут, скорее всего, вы услышите «да». Или вы можете поступить как мы, в случае продажи компании theStockpickr.com. Заключая сделку, мы прикинули, сколько пользователей сможем привлечь, если на нашей стороне будет авторитет приобретающей нас компании. Как только мы договорились о методе оценки компании, настала очередь рассчитать стоимость в реальном выражении (тут то и начались настоящие переговоры).

Многие компании, которые покупает Google или Yahoo, получают компенсацию на уровне рыночной стоимости. Можно, конечно, использовать и такой подход. Однако, очень важно заранее согласовывать компенсации и оценочные коэффициенты. В таком случае, вы всегда сможете говорить о том, что вы стоите больше, чем последняя компания, которая была продана компании Х, потому что … (и дальше можете перечислять причины), и сможете договариваться о большей стоимости.

5. Во время переговоров речь пойдет не только цифрах. Как только вы договоритесь о цифрах, и совет директоров приобретающей компании одобрит покупку вашей компании, сделка будет заключена. Теперь нужно будет перечислить все интересующие вас вопросы: зарплату, опционы, опционы для сотрудников, срок истечения заморозки капитала, офис, переезд, прочие расходы, обязательства, дополнительные вознаграждения, и т.д. Список должен быть таким большим, каким вы только сможете его сделать. Ваш список должен быть больше их списка. Ларри Бриллиант, бывший руководитель благотворительного фонда Google и бывший исполнительный директор Softnet, однажды сказал мне: «тут вы сможете пожертвовать пятью центами, чтобы получить десять.» Или как-то так. В любом случае, вы сможете получить больше, чем то, на что вы изначально рассчитывали.

6. После переговоров начинается самая болезненная часть. Сделка заключена. А может и не заключена. Вы теперь работаете на купившую вас компанию. А может и не работаете. Сделка может сорваться в любой момент. Что бы вы не делали, в этот момент лучше держать рот на замке. Также удостоверьтесь в том, что ваш юрист работает не покладая рук. Убедитесь в том, что что комплексная проверка вашей компании выполнена надлежащим образом к моменту подписания Соглашения о намерениях. Комплексная проверка не должна стать причиной того, что покупатель пойдет на попятную. Одна компания как-то раз пыталась ссудить мне деньги между моментом подписания Соглашения о намерениях и датой заключения сделки. Ни в коем случае не принимайте такие деньги! Другая компания хотела, чтобы я подписал соглашение о найме. Ни в коем случае не подписывайте такие соглашения. Убедитесь в прозрачности механизма продажи ваших акций, если речь идет о такой сделке. Многое может пойти не так как хотелось бы. Этой теме можно посвятить отдельную статью. Хороший адвокат вам не повредит в любом случае. При этом вы должны знать больше, чем ваш адвокат, а эта задача не из простых.

Не забывайте продолжать развивать бизнес даже после заключения сделки, вплоть до момента подписания контракта. Продолжайте выстраивать стратегические взаимоотношения. Посылайте руководителям купившей вас компании еженедельный пресс-релиз, чтобы показать, как здорово вы справляетесь с работой, и дайте им понять, что вы продолжаете вести переговоры с другими компаниями (которые смогут обернуться потенциальной покупкой, в случае неудачи).

7. Проявляйте себя. Начав обсуждать с компанией любую стратегию развития (до того, как будет достигнуто соглашение), продолжайте помогать ее руководителям всем, чем только сможете. Советуйте им, как улучшить сайт, даже если вам придется познакомить их с вашими конкурентами. Подружитесь с исполнительным директором. Пригласите руководителей на игру, или на ужин. Съездите на отдых с ними и их семьями. Созвонитесь с вашими контактами в СМИ, чтобы о покупающей вас компании написали хорошую статью. Посещайте их благотворительные мероприятия. Станьте их психологом, которому можно позвонить в 4 утра. Продвигайте свои идеи, которые сможете реализовать, как только вас возьмут на борт. Я проделывал это каждый раз, когда продавал свои компании. Я был вовлечен в этот процесс.

 

8. Самое важное: Постарайтесь не допускать оплошностей. Оставайтесь в игре, и вы сможете продать свой бизнес. Это ключевой момент. Предположим, вы заключили сделку о продаже бизнеса и вам нужно подождать месяц или около того, чтобы ваши адвокаты смогли расставить все точки над «i». В какой-то момент времени на вас может навалиться такой стресс, что вы станете параноиком. Это закон вселенной. Не теория. Все, что вам нужно сделать — это пойти в ближайший тир, или зал, и выплеснуть там всю негативную энергию и снять стресс.



Автор: Андрей Каяк
Источник: nsk.dk.ru