Сергей Дьячков, Сергей Сидоренко:
Весной может стать легче…
Cерею Дьячкову смеялись в лицо, когда в 2006 году он в нескольких интервью говорил о надвигающемся экономическом кризисе в России. Теперь, к сожалению, смеется он. Новый прогноз DSO Consulting выглядит устрашающе, но эксперты уверены: реальность будет хуже их самого пессимистического прогноза. Аналитики DSO Consulting попытались рассказать газете «Эпиграф», кто виноват в кризисе, почему он может закончиться весной и какие компании до нее доживут.
- Присутствие финансового кризиса стало очевидным. Как долго будут продолжаться трудности?
Управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков (С.Д): Острая фаза кризиса продлится как минимум до весны. Если к этому времени деньги федерального правительства поступят в реальный сектор, то начнется облегчение и слабый рост. Но в этом есть сомнения.
Советник управляющего партнера DSO Consulting Сергей Сидоренко (С.С): Россия будет выходить из кризиса одной из последних как экспорт сырья и ресурсов. Цены на нефть будут падать. Дело в том, что бюджеты стран-экспортеров нефти были сверстаны под определенную цену на нефть. На растущем рынке страны ОПЕК всегда могли договориться о снижении. Но на падающем рынке трудно удерживать картельные соглашения – для этого нужно отказаться от исполнения национальных бюджетов. Нефть падает в цене уже несколько месяцев, а ОПЕК практически не сокращает квоты.
- В чем же основная причина кризиса?
С.Д: У него нет одной основной причины. Сегодняшний кризис порожден комплексом факторов. С одной стороны, произошел дикий перегрев финансово рынка, который связан с бешеной активностью спекулянтов. С другой, мы видели совершенно безграмотную политику национальных Центробанков. Взять хотя бы ФРС США: сначала они понизили ставку рефинансирования до 1% в год, и старые дорогие кредиты бесконечно рефинансировались более дешевыми. Но с 2003 по 2006 годы стоимость заимствований увеличилась 17 раз и планомерно выросла до 5% годовых. Это и есть финансовый аспект мирового кризиса.
С.С: Еще тогда вместо стратегии перекредитования должна была включиться стратегия увеличения эффективности производства. Но для увеличения эффективности нужно думать, идти на непопулярные меры и всячески напрягаться. В общем, эффективность бизнеса постоянно падала. Это происходило как в США, так и России – бизнес – модели – то одни. Как действовали ритейлеры год назад? Они пытались застолбить какую – то долю рынка любой ценой, с помощью любого кредита, а потом продать его еще дороже какому – нибудь более крупному или более профильному игроку. Об эффективности никто не думал вообще. Работала формула «1 + 1 = 2,5» - капитализация от объединения активов возрастала более чем вдвое.
- В трудностях есть доля вины государства?
С.Д: Разумеется. Когда вы разрешаете работать спекулятивным банкам, нужно понимать, что резонанс от их деятельности может раскрошить вашу экономику. Так что финансовое управление в США нельзя назвать дальновидным. Но и российские власти есть в чем упрекнуть. Например, наш гигантский и страшно неэффективный госзаказ. Даже федеральное правительство признает, что, коррупция имеет огромный масштаб. Экономика, в которой «откаты» составляют более 20%, в принципе не может быть эффективной.
С.С: Ошибка нашего правительства – в отсутствии механизмов капитализации собственной (государственной и частной) банковской системы. Государственные банки из чувства здоровой конкуренции не очень заинтересованы в жизнеспособности частных банков. Кроме госбанков, мы видим на финансовом рынке нескольких крупных игроков, которые принадлежат к олигархическим структурам. Они созданы, прежде всего, для того, чтобы обслуживать предприятия этих структур, а собственно банковский бизнес для них является сопутствующим. При малейших затруднениях на рынке они мгновенно сворачивают активность.
Зарубежные банки не допускались на рынок. Все остальные банки работали как посредники – брали деньги и конвертировали здесь. Это вело к управлению рубля, но главное не в этом. Декапитализированные банки не формируют ту кровеносную систему, которая должна питать экономику. Сейчас все хотят спасать реальный сектор, а он, между тем, находится в банальной финансовой зависимости. Предприятия получают деньги либо по доброй воле властей, либо имея какой – то ресурс в ЦБ или одним из государственных банков.
- Вы согласны с Марксом в том, что любой кризис – это кризис перепроизводства? Нынешний – не исключение?
С.Д: Действительно, сейчас все говорят, что виноват только финансовый кризис. Но на многих товарных рынках сейчас банальное перепроизводство. Когда чиновники жалуются, что американский кризис помешал им вводить жилье, мы отвечаем: «Фаза перепроизводства на ваших рынках жилья наступила раньше увеличения ставок рефинансирования и сворачивания ипотеки». Суть перепроизводства, по Марксу, в том, что информация о состоянии рынка доходит до производителя слишком поздно. Многоуровневая система дистрибуции создает у производителя иллюзию, что спрос есть, потому что посредник (в определении Маркса) постоянно забирает товар со склада. Производитель радостно штампует товар дальше, в то время как рынке спроса уже нет. В один прекрасный момент к производителю перестают приходить деньги, а товар произведен.
С.С: Перепроизводство – детская болезнь мировоззрения российского бизнеса. В Германии, если есть повышенный спрос, производитель ставит покупателей в очередь. Он не увеличивает мощность, так как понимает, что быстро удовлетворив спрос, он окажется с массой ненужного оборудования и сотрудников. Ликвидируя их, он понесет серьезные затраты разного рода. Вся прибыль в итоге будет съедена процессом ликвидации мощностей. Наши бизнесмены уткнулись ровно в такую ситуацию.
- Наращивание мощностей продолжается и сейчас?
С.Д: Как ни странно, да. Например, у нас в области введут новый кирпичный завод. Кто – нибудь может объяснить, зачем он нужен? При существующей тенденции падения цены на кирпич стоимость этого завода будет ниже, чем цена инвестиции в него. Мы говорим давно – не расширяйте мощность. Многие игроки повели себя правильно – они заместили имеющиеся мощности производствами с меньшей операционной себестоимостью. Например, производители нерудных строительных материалов, по сути, заменили стационарные заводы на мобильные комплексы, у которых низкая операционная себестоимость.
- Почему Вам не верили в 2006 году, когда Вы предупреждали о кризисе?
С.Д.: Инвестор, как правило, везде одинаково беззаботен. В Америке средства информации весь 2006 год кричали, что рынок недвижимости раздут и скоро лопнет. Но люди не могли избавиться от жадности и продолжали покупать. Люди и там, и у нас очень плохо верят в негативные прогнозы. Нам, например, не поверили даже некоторые наши самые давние клиенты…
- Некоторые эксперты говорят, что сейчас стоит вкладывать в рынки товаров народного потребления, что потребление не сократится…
С.Д.: В премиальном сегменте потребление упадет на 50%, в демократичной категории объемы продаж упадут процентов на 10. Спрос на дорогие товары будет замещен спросом на более дешевые. Сейчас население активно отоваривает деньги, мы видим ажиотажный спрос на одежду, обувь и недорогую технику. Люди боятся обвала рубля и других полумифических коллапсов. Но традиционное январско – февральское затишье в ритейле будет в этом году значительно дольше, чем обычно. До конца декабря люди «сольют» кэш, а после Нового года надолго затянут пояса. Так что уже в январе – феврале ритейлу станет весьма плохо.
С.С: Потребление снизится в связи с элементарным падением доходов населения. Когда ваша зарплата не растет, а инфляция продолжается, реальные доходы становятся ниже, как минимум на размер этой инфляции. Потребление предметов первой необходимости более или менее защищено всегда. А вот вся остальная торговля упадет на 30-40%. Это произойдет уже в первом полугодии 2009 года. Прогноз выглядит трагическим, но мы убедились, что реальность, как правило, еще хуже наших самых пессимистических прогнозов.
- Ваша компания, в том числе занимается анализом рынка жилья. Что кризис сделает с ценами на новое жилье? Строителям есть куда снижать цены?
С.Д.: Отступать им практически некуда. Сейчас девелоперы продают жилье по ценам уже около себестоимости. Обвала цен на жилье не будет, потому что себестоимость строительства все равно растет. Да, материалы дешевеют, но кредиты дорожают, а проценты по ним составляют до четверти себестоимости объекта. С другой стороны, если государство сдержит обещание и купит все дешевые объекты 90%-ой готовности на «первичке», то цены здесь как минимум не упадут. Серьезного падения не будет, скорее, есть даже потенциал роста.
С.С.: Я не совсем согласен. Думаю, в среднем по рынку они еще могут опустить цены на 10-15 %, и тогда будут работать «в ноль». Но, во – первых, это предел, а во – вторых, это могут сделать уже далеко не все. Сегодня на рынке продается жилье, в которые вкладывались деньги три года назад. Там стройматериалы стоили дорого, зарплата была «космическая». Это цена сформирована. Цены снизились, но этот фактор сыграет в будущем, через год или два.
-Что сейчас стоит делать малому бизнесу?
С.Д.: Находить новые ниши и увеличивать эффективность. Если бизнес в том, что ты перевозишь на «девятке» водку из завода в магазин, тебя скоро вытеснят люди на КАМАЗе. Спасение малого бизнеса только в инновациях, в уникальных предложениях и продуктах.
С.С: Да, малому бизнесу нужно заниматься поиском уникального рыночного предложения, других шансов нет. Можно пробовать сокращать расходы, но малый бизнес и так в большинстве своем оптимизирован до предела. Так что сокращать ему, как правило, особо нечего.
- Какие сферы бизнеса не доживут до весны 2009 года?
С.С: Наверное, ни одна сфера не вымрет полностью. Но очень пострадают все бизнесы, не связанные товарами и услугами первостепенной необходимости. Можно ожидать смерти большинства агентств событий и праздников, PR – агентства, малых турагентств. Здесь останутся какие-то единичные, самые сильные игроки. Количество агентств недвижимости уже сократилось с конца 2007 года раза в два, и вымирание здесь продолжится.
С.Д.: В ближайшие полгода очиститься рынок общепита и кейтеринга, причем, прежде всего уйдут игроки дорогих ниш. Зайдите в любую модную кофейню и увидите: блондинки и «мажоры» уже сейчас вывелись как класс посетителей. Сетевые рестораторы, закроют неэффективные заведения, мелкий общепит вымрет от нехватки ресурсов.
- Какие сферы бизнеса чувствуют себя в кризисе хорошо?
С.Д: Юриспруденция выиграет от кризиса, потому что растет количество споров. Мы уже стали забывать о таких профессиях, как антикризисный и арбитражный управляющий, но скоро у них опять будет много работы. Думаю, в ближайший год резко вырастет доходность коллекторских агентств. Эти ребята были востребованы в 1999 году. Правда, тогда они назывались по-другому….
С.С.: Кризис – хорошее время для сетевых компаний. Во-первых, на единицу товара у них меньше постоянных затрат, так что у них определенный иммунитет к падению спроса на рынке товаров первой необходимости. Во-вторых, они выигрывают от сокращений, получая новые кадры. Часть людей, которые будут уволены в ближайшее время, займутся сетевыми продажами.
- Поможет ли бизнесу снижение налога на прибыль, заявленное в конце прошлой недели? Предприятиям каких сфер эта мера поможет выжить, для каких она безразлична?
С.С.: Это может помочь только предприятиям с высокой нормой прибыли. Но сейчас таких с каждым днем все меньше и меньше. Я думаю, что по итогам 2008 года многие предприятия будут вынуждены отразить в финансовой отчетности убытки. Эта мера неактуальна для малого бизнеса, так как он в основном использует упрощенные системы налогообложения.
- Картина, нарисованная Вами, выглядит безрадостной. Вы видите в текущей ситуации положительные моменты? С.Д: Сейчас себя начнет проявлять гений русского предпринимательства. Кризис уже в ближайшее время заставит бизнесменов думать о создании новых товарных категорий. Например, в 1998 году на рынке появились «Кириешки».
С.С.: Я согласен. Кризис был в 1998 году, а сейчас у нас новая экономическая ситуация. Она вычистит рынки от аутсайдеров, от разного рода неэффективных проектов. В стратегическом смысле сейчас происходят очень благоприятные явления, хотя они и болезненные как для бизнеса, так и для потребителя. У нас станут думать об эффективности, а не о том, чтобы каждый месяц открывать по магазину любой ценой.
- Когда все-таки закончится кризис?
С.Д: Я хочу вверить, что уже к весне 2009 года экономика России начнет оживать.
С.С: А я не верю…
Газета «Эпиграф» №47(967) 06.12.2008 года