Розничные торговцы в России несут убытки из-за резкого падения рубля. Некоторые магазины уже объявили о повышении цен, другие хотят «заморозить» цены хотя бы на новогодний период, чтобы поддержать продажи. В то же время ритейлеры стараются сократить свои расходы, существенная часть которых приходится на аренду торговых залов. Эксперты говорят о массовом пересмотре уже заключенных контрактов по инициативе арендаторов.
Сегодня рубль снова продемонстрировал историческое падение: курс евро преодолел психологически значимый рубеж в 75 руб., а курс доллара впервые в истории достиг 61 руб. Обесценивание рубля бьет по розничной торговле: импортируемые товары приобретаются за иностранную валюту, а продаются за рубли.
По подсчетам международной консалтинговой компании JLL, только за счет обесценивания рубля российские розничные торговцы потеряли в среднем 14,3% прибыли в евро и 13,7% в долларах США за каждый сезон: весну, лето и осень.
«Совокупный убыток уже в этом году может составить около 41% в евро и 43% в долларах», — отмечается в отчете JLL.
Эксперты компании ожидают еще большее снижение прибыли ритейлеров в течение зимы. Потери за зимний сезон (декабрь 2014 – февраль 2015) могут достичь 23% в евро и 35% в долларах США, говорится в отчете.
Многие магазины и производители уже заявили о повышении цен. В JLL полагают, что основная волна удорожания придется на весну 2015 года.
Те ритейлеры, которые не захотят увеличивать цены, чтобы поддержать объемы продаж в ущерб своей прибыли, будут пытаться сократить расходы, в частности платежи за аренду.
Практически все представители розничной торговли, с которыми связалась «Газета.Ru», решили не комментировать ситуацию.
Однако один из российских ритейлеров все-таки рассказал, что для сдерживания роста цен компании приходится жертвовать своей маржой. По его словам, «цена на товары единая по всей сети, она не привязана к размеру аренды». По некоторым торговым помещениям действительно ведутся переговоры с арендодателями «для поддержки взаимовыгодных партнерских отношений», однако резкое ослабление рубля не оказывает серьезного влияния на сеть, сказал собеседник «Газеты.Ru». Однако стоит отметить, что у этой сети большая часть арендных договоров (около 60–70%) привязана к рублю, также «ставка зависит от множества факторов, в том числе и от выручки».
Как отмечают в JLL, есть предельный уровень доли затрат на аренду в обороте, который без ущерба могут позволить себе ритейлеры.
Это около 12–15% для товаров категории fast fashion, 15–17% для ресторанов, 20–30% для маленьких магазинов и продавцов одежды премиального сегмента. Когда эта отметка преодолевается, ритейлеры начинают задумываться о снижении расходов на аренду. Сейчас многие арендаторы уже обратились к собственникам помещений с просьбой пересмотреть действующие контракты.
Ритейлеры просят собственников зафиксировать ставки аренды в рублях хотя бы на краткосрочный период, зафиксировать валютный коридор или привязать ставку к определенному проценту от товарооборота, говорят эксперты.
Перевести контракт на рубли на постоянной основе получится не у всех: большинство качественных проектов финансируются в долларах или евро, задолженность у девелоперов также формируется в валюте. Единственное исключение – встроенные помещения в жилых зданиях, собственниками которых зачастую являются частные лица. В этом сегменте рынка нет определенной системы, и здесь очень много рублевых ставок.
А вот валютный коридор – это реальное спасение. Как рассказали «Газете.Ru» в CBRE, сейчас без валютных коридоров больше не подписываются договоры аренды.
По данным компании, коридоры есть разные – между 38 и 45 руб. Основная масса договоров заключается с коридором по доллару 40–42 руб., уточняют в Colliers International.
При этом аналитики отмечают, что сейчас при обсуждении ставки аренды преимущество находится на стороне арендатора, а повышения ставок в ближайшем будущем ожидать не стоит. Ввод торговых центров в России по итогам года станет рекордным и составит порядка 1,8 млн кв. м, причем параллельно с этим торговые сети сокращают планы развития, а некоторые уходят из России.
Ранее эксперты CBRE прогнозировали снижение арендных ставок в ТЦ в следующем году более чем на 20%, а рост вакантных площадей – до 8–10% от имеющихся. Но сейчас аналитики отказываются от комментариев: ситуация слишком стремительно меняется.
Средний уровень вакансии в стрит-ритейле также рос в 2014 году: к ноябрю этот показатель составил 7%. Жестко диктовать свои условия могут только те арендодатели, которые предоставляют лучшие строящиеся и действующие торговые комплексы – высококонкурентные проекты. Речь идет об объектах, которые гарантируют арендатору прибыль благодаря профессиональной концепции или премиальному местоположению объекта. Однако эксперт подчеркивает, что таких проектов на рынке ограниченное количество и в большинстве случаев собственники сейчас готовы идти на уступки.
По мнению экспертов JLL, в ближайшее время девелоперам стоит сконцентрироваться на объектах небольшого формата — до 30 тыс. кв. м арендопригодных торговых площадей — в зонах пересечения транспортных потоков и на центральных улицах спальных районов.
«Торговые центры больших форматов нужно строить в зоне с низкой конкуренцией. Кроме того, девелоперам и собственникам торговых центров стоит пересмотреть свои ожидания относительно арендных ставок и применять гибкий подход к коммерческим условиям», — говорится в отчете компании.