Заявка на оказание услуги

После отправки заявки на указанную электронную почту будет отправлено подтверждение

Фамилия Имя Отчество Заполните поле
Телефон Заполните поле
Email Заполните поле
Текст Заполните поле
Введите символы
Заполните поле
+7 (383) 363 18 18
заказать звонок

Заказать звонок

Имя Заполните поле
Телефон Заполните поле
Комментарий
Введите символы
Заполните поле
ООО «Деловой Новосибирск»
ИНН 5406374623
630102, г. Новосибирск, ул. Кирова, 50, офис 25/1
Тел/факс +7 (383) 363 18 18 (многоканальный)
e-mail: office@dn-nsk.ru; www.dn-nsk.ru

Новости прессы

Коллекторские агентства охотятся за должниками

12.03.2009 Публикации  
Вот уже несколько месяцев пресса пугает россиян ипотечным кризисом, надвигающимся из Америки. Дескать, должники беднеют, невозвраты множатся, процентные ставки повышаются, банки разоряются. И хотя в нашей стране, по общему мнению той же прессы, ситуация не столь плачевна, вопрос о борьбе с безответственными заемщиками волнует банкиров не меньше. На этой благодатной почве начали активно расти компании, специализирующиеся на цивилизованном «выбивании» долгов – коллекторские агентства.
 
Вежливые, но настойчивые
Основная задача такой конторы – убедить должника выполнять договор, причем без применения незаконных методов (насилие, угрозы и т.п.). Набор приемов невелик: письма, звонки и смс-сообщения с напоминанием о необходимости внести платеж. В качестве «тяжелой артиллерии» используются выезды на дом. Выглядит это весьма внушительно и смутно напоминает криминальные реалии 1990-х, но все проходит сугубо в рамках закона. Типичная выездная коллекторская команда – двое высоких плечистых мужчин в костюмах, вежливые, но настойчивые.
Они не только напомнят о кредите, но и в красках опишут возможные последствия в случае неуплаты — вплоть до заведения уголовного дела по статье «мошенничество» или «злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности». Судебной тяжбой тоже займется агентство — точнее, его штатные юристы. Если человек не в состоянии заплатить из-за финансовых проблем, ему предложат варианты рассрочки или отсрочки, даже спишут часть долга. В самых безнадежных ситуациях коллекторы обращаются в суд, где представляют интересы банка. В случае удовлетворения иска начинается новый, еще более трудоемкий процесс – непосредственное взыскание денег. Как правило, судебного решения недостаточно, чтобы заставить злостных неплательщиков раскошелиться, поэтому коллекторы активно сотрудничают с судебными приставами, помогая им ускорить работу.
Не секрет, что службы судебных приставов в России перегружены, на одного исполнителя приходится 500-800 дел, поэтому установленные законом сроки хронически не соблюдаются. Сотрудники коллекторской организации берут на себя часть обязанностей государства: готовят постановления и запросы, подают их в различные организации и учреждения, ищут банковские вклады должника и другое имущество, на которое можно наложить арест, даже предоставляют приставам автомобили для совместных выездов к должнику.
Вознаграждение агентства обычно составляет 20-40% от суммы возвращенного долга — в зависимости от объема заказа и сложности работы. Бывает, контора выкупает долговое обязательство по сниженной цене, а дальше уже действует на свой страх и риск.
«Наши основные потенциальные клиенты – это финансовые структуры, страховой бизнес и телекоммуникационные фирмы (в основном мобильные операторы), — рассказывает гендиректор коллекторского агентства «ЭОС» (группа компаний «Директ Групп») Марюш Клоска. – Серьезно рассматриваем в качестве потенциального сегмента B2B (финансовые взаимоотношения компаний). Тем не менее, банковский сектор – один из ключевых, и в то же время – один из самых сложных…»
 
Тревожные звонки
В России коллекторские агентства появились лишь три-четыре года назад и сразу стали востребованы на фоне бурно развивающегося кредитования физических лиц. Правда, сетуют коллекторы, многие банки не хотят к ним обращаться, опасаясь за свою репутацию. Обычно банкиры тщательно скрывают реальные объемы кредитных просрочек либо занижают цифры, поэтому их очень пугает возможность утечки информации. Процент невозврата по кредитам – это показатель не только успешности кредитной организации, но и качества ее работы; никому не хочется прослыть «банком, который легко обмануть».
Посему многие банки действуют по старинке – силами штатной службы безопасности. Это не очень эффективно, так как «штатники» стараются за оклад, а не за проценты от возвращенных денег. К тому же работа с должниками – далеко не единственная и не приоритетная функция отдела безопасности. Некоторые крупные банки создают собственные коллекторские агентства. Такие конторы есть у Росбанка, ВТБ 24, «Русского стандарта», «Уралсиба».
Если банк все же обращается к специалистам, то, как правило, отдает им на откуп самую хлопотную работу – потребительские кредиты. Суммы там маленькие, а неплательщиков очень много. Ипотека в этом плане имеет два существенных отличия: во-первых, ипотечные кредиты обеспечены залогом (приобретаемая недвижимость), а во-вторых, платежеспособность потенциальных заемщиков проверяется гораздо тщательнее. То есть ипотечные должники в целом надежнее, «потребительских».
«Поскольку ипотечный кредит является обеспеченным, в процессе убеждения должника мы можем привести веский аргумент, — рассказывает Сергей Шпетер, директор по развитию бизнеса долгового агентства «Пристав». — Мы объясняем нерадивому гражданину, что из-за длительной просрочки он рискует потерять приобретенную квартиру. Это стимулирует заемщика оплатить задолженность и придерживаться графика платежей в будущем. С другой стороны, сумма платежей достаточно велика, и если у человека меняется финансовое положение, ему достаточно сложно выполнять обязательства по кредиту. Тогда приходится заниматься реализацией залогового имущества.»
Еще одна услуга, которую оказывают коллекторы в сфере ипотеки, – общее сопровождение сделки. Сюда входит проверка платежеспособности потенциальных заемщиков и мониторинг ежемесячных платежей (попросту обзвон должников с ненавязчивым напоминанием о сроках оплаты). Что самое интересное – это действует. То ли в людях просыпается совесть, то ли тревога: «за мной следят»…
 
Надежды на кризис
«Ипотечный рынок очень и очень специфичен, — поясняет М. Клоска. — Я не знаю сегодня в России такого коллекторского агентства, которое бы специализировалось на ипотечных долгах. Наша компания тоже не берет на себя такую смелость. Рынок сбора долгов за рубежом развит гораздо лучше, нежели в России, но даже там мало кто работает с невозвратами по ипотеке.»
Сложностей с ипотекой действительно масса. Так, если человек купил в кредит мобильный телефон или машину, коллекторская фирма имеет право без решения суда забрать у него купленный товар в качестве залога. С квартирой сложнее, сетует М. Клоска. Судебная тяжба затянется не на один месяц, квартиру затем придется выставлять на продажу, причем нужно не продешевить при сделке… «Процесс долгий и трудоемкий, поэтому коллекторы предпочитают с ипотечными должниками «не связываться», тем более что этот банковский продукт пока еще относительно новый для России» — заключает М. Клоска.
Добавляются сюда и общие сложности, которые испытывают долговые агентства в нашей стране, — дефицит квалифицированных кадров, отсутствие законодательной базы, другие проблемы, связанные с молодостью и несформированностью рынка коллекторских услуг. И все же российские «собиратели долгов» глядят в будущее с оптимизмом. «Мы видим достаточно широкие возможности для развития данного бизнеса в России, — уверяет М. Клоска. — Могу предположить, что в ближайшие годы будет происходить консолидация данного рынка: мелкие агентства начнут сливаться в крупные, а крупные – поглощать мелкие».
Что касается собственно ипотеки, то тут основные надежды возлагаются на американский кризис рынка, а также на общее развитие ипотечного кредитования. «До недавнего времени рынок недвижимости характеризовался высокой динамикой роста цен, поэтому размер ипотечной задолженности был весьма незначительным, и банки самостоятельно решали эту проблему, — рассуждает С. Шпетер. – Однако общемировое ухудшение ликвидности банковского сектора, ипотечный кризис в США, замедление темпов роста цен на жилье в России определенно изменили ситуацию…» Кстати, некоторые эксперты оценивают нынешний объем просроченной ипотечной задолженности в 2,5 % — довольно серьезная цифра для этого рынка.
 
Простые истины
Еще одно направление, которое в настоящее время активно осваивают коллекторы, – взыскание коммунальных платежей. В конце прошлого года сразу два агентства объявили о заключении договоров с частными управляющими компаниями в сфере ЖКХ. Средняя сумма долга – три-четыре тысячи рублей, зато все неплательщики сконцентрированы на небольшой территории, что упрощает работу. К тому же большинство коммунальных должников – люди платежеспособные и законопослушные, не платят они по забывчивости либо легкомыслию, не осознавая последствий. Таким достаточно одного напоминания о долге в письме или по телефону. Все-таки жилье – самое дорогое, что есть у человека, поэтому опасность выселения – крайняя мера борьбы с неплательщиками – делает последних гораздо сговорчивей.
На данный момент объем долгов за коммунальные услуги в России превышает 300 млрд. руб. Правда, наладить сотрудничество с ДЕЗами пока невозможно, так как в их бюджеты не заложена оплата коллекторских услуг. Однако уже сейчас 10% российского рынка ЖКХ находится в частных руках, и, вероятно, эта доля будет расти. Еще одно обстоятельство, тормозящее развитие данной услуги, – неопределенность суммы долга. Граждане часто пытаются оспорить сумму из квитанции, доказывая, что не жили в квартире долгое время или услуга была оказана некачественно. Решать такие споры в суде долго, трудно и неэффективно. Поэтому коллекторам приходится действовать своими силами, становясь и юристами, и экономистами, и психологами в одном лице лишь для того, чтобы заставить человека осознать простую истину: долг платежом красен.
 
                                                                                     http://www.domania.ru/ Анна Моисеева


Автор: Администратор