Ротация – это неизбежный процесс на рынке коммерческой недвижимости. По тем или иным причинам одни компании сворачивают свою деятельность, уступая место другим организациям. Процесс можно свести к минимуму, если следовать некоторым правилам.
Своими рекомендациями делятся эксперты департамента коммерческой недвижимости компании «НДВ-Недвижимость».
Коммерческие помещения, расположенные в новостройках, могут предлагаться и в продажу, и в аренду. Если застройщик выбрал второй вариант, то он должен внимательно отнестись к формированию пула арендаторов. Это позволит максимально снизить ротацию среди них. Одно из ключевых правил касается оптимального подбора арендаторов и конкуренции между ними. Если в одном и том же комплексе по соседству располагается несколько салонов красоты, то один из них наверняка будет менее популярным. Как показывает исследование «НДВ-Недвижимость», неправильный подбор арендаторов (наличие большого количества организаций, занимающихся тем же самым) приводит к тому, что одна из фирм закрывается. В результате возникает ротация (30% всех случаев).
Сдавая помещения опытным бизнесменам, застройщик также уменьшает ротацию. В этом случае он застрахован от непродуманных решений арендаторов, которые могут привести к остановке деятельности. Как отмечают эксперты «НДВ-Недвижимость», именно ошибки и просчёты самих предпринимателей чаще всего приводят к возникновению ротации (около 60–65%). Нередко этот список пополняют арендаторы, работающие по франшизе. Они рискуют не справиться с бизнесом и увязнуть в кредитах. В итоге придётся освободить помещение, взятое в аренду.
Ещё одна рекомендация связана с индексацией арендной ставки. Завысив стоимость, собственник помещения рискует потерять арендатора. На эту причину приходится около 5–10% случаев ротации.
– Зачастую предприниматели стараются заключить долгосрочный договор на 3–7 лет с фиксированной ставкой (в рублях) и ежегодной индексацией не более 10%, – отмечает заместитель руководителя департамента коммерческой недвижимости компании «НДВ-Недвижимость» Елена Орлова. – Тот факт, что арендатор изначально выбирает удобное месторасположение для ведения бизнеса, с учётом всех необходимых факторов, позволяет избежать ротации. То есть нужно не ошибиться ни с видом деятельности, ни с самим помещением.
Ведению бизнеса могут помешать правила торговли алкоголем. Если рядом с продуктовым магазином (менее 100 метров от входа) откроется медицинское или детское дошкольное образовательное учреждение, то тогда придётся отказаться от продажи алкогольной продукции. Стоит добавить, что ротации в большей степени подвержены индивидуальные предприниматели (салоны красоты, продуктовые магазины и так далее), а вот сетевики, которым доступно больше ресурсов, выживают в конкурентной борьбе.