Заявка на оказание услуги

После отправки заявки на указанную электронную почту будет отправлено подтверждение

Фамилия Имя Отчество Заполните поле
Телефон Заполните поле
Email Заполните поле
Текст Заполните поле
Введите символы
Заполните поле
+7 (383) 363 18 18
заказать звонок

Заказать звонок

Имя Заполните поле
Телефон Заполните поле
Комментарий
Введите символы
Заполните поле
ООО «Деловой Новосибирск»
ИНН 5406374623
630102, г. Новосибирск, ул. Кирова, 50, офис 25/1
Тел/факс +7 (383) 363 18 18 (многоканальный)
e-mail: office@dn-nsk.ru; www.dn-nsk.ru

Новости прессы

Арендные отношения в период кризиса: рецепты выживания

25.02.2009 Публикации  

25 ноября собственники и управляющие бизнес-центров, торгово-развлекательных объектов, эксперты рынка недвижимости, аналитики и руководители агентств недвижимости собрались в БЦ «Гринвич» для того, чтобы обсудить тенденции рынка аренды офисных и торговых площадей в условиях мирового финансового кризиса. Инициаторами встречи ведущих игроков новосибирского рынка аренды за круглым столом стали НП «Сибирская Гильдия девелоперов и управляющих недвижимостью и «Новосибирская ассоциация риэлтеров».

Надо отметить, что еще в сентябре, казалось бы, ничто не предвещало в этой сфере особых потрясений. Большинство экспертов сходились во мнении, что мировой финансовый кризис коснется экономики Новосибирска лишь косвенно и с уверенностью смотрели в будущее. Сегодня, судя по выступлениям участников круглого стола, этому благодушию пришел конец. Ситуация на рынке очень сильно изменилась, и для новосибирской экономики, и рынка аренды офисных и торговых площадей города в том числе, 2009 год, по всей видимости, станет временем серьезных испытаний.

 

 Как отметила, руководитель исследовательской компании RID Analytics Елена Ермолаева, сегодня на рынке Новосибирска имеется порядка 9 млн. кв. м. офисных площадей всех типов, в том числе которых 2,2 млн. кв.метров составляет сегмент так называемых офисных помещений для бизнеса. Из них в 1990-2008 гг. построено 97 тыс.кв.м помещений класса «А», 60 тыс.кв.м. класса «В» и 278 тыс.кв.м класса «С». Только в прошлом году в городе было введено порядка 200 тыс. кв.м. таких площадей, что примерно в 5 раз превышает показатели 2006 года, и это привело к затовариванию рынка, особенно в сегменте помещений класса А. При этом мониторинг RID Analytics показал, что в сентябре нынешнего года доля вакантных площадей в 45 наиболее известных офисных зданиях классов В, С, и D составила менее 1%, по офисам класса А ситуация несколько хуже – в них пустует порядка 29,8% площадей.

Анализ динамики средней арендной ставки по данным офисным площадям выявил стабильный рост этого показателя. Однако по уточнению Елены Ермолаевой, данный мониторинг проводился в сентябре, и уже следующий – декабрьский – вполне может внести изменения в эту картину. По крайней мере, выводы, которые сделала докладчица по заявленной теме, выглядели не очень оптимистичными.

«На вопрос о том отразился ли уже на рынке аренды кризис, - подытожила она, - можно ответить и да, и нет. С одной стороны по показателю наполняемости бизнес-центов мы не видим пока никаких движений, но с другой стороны – начинается миграция компаний в другие более дешевые здания, перемещение в более мелкие офисы внутри БЦ, местами идет скрытое снижение арендных ставок по действующим договорам. На мой взгляд, первыми в данной ситуации могут пострадать собственники помещений  «крупной нарезки», поскольку помещение в 200-300 и более кв.м. сдать заново при потере арендатора крайне сложно. Кроме того, конечно же, пострадают собственники объектов, имеющих такие недостатки, как плохая транспортная доступность, низкие качественные показатели и так далее, - при этом Елена Ермолаева отметила и тот немаловажный по ее мнению факт, что кризис, как и рост, вовсе не касается абсолютно всех компаний без разбора. – Мне кажется, что эта та же ситуация как с семьей – каждая счастливая семья одинакова, а каждая несчастливая, несчастлива как-то по-своему…»

В качестве возможных антикризисных мер госпожа Ермолаева предложила владельцам офисных зданий предусмотреть более «мелкую нарезку» площадей и изменить свое отношения к арендаторам. Как показывает практика, долгосрочные доверительные партнерские отношения зачастую являются для них самым надежным якорем. Повысить привлекательность офиса, кроме того, можно за счет улучшения его состояния: проведения ремонта, установки кондиционера и других улучшений.  Не  менее действенным инструментом привлечения клиентов могут стать всевозможные дополнительные бонусы, компенсация затрат на переезд и арендные каникулы, что, по словам аналитика, у нас почти никогда не практикуется, в то время как в развитых странах эта абсолютно обычная практика.

 

Своим видением того, какие компании могут пострадать в сложившихся условиях и какие группы арендаторов становятся центром потенциальной нестабильности, поделился с присутствующими также президент НП «Сибирская Гильдия Девелоперов и управляющих недвижимостью» Олег Луговой. По его оценке, в строительной отросли к группе риска, в первую очередь, следует отнести различные околостроительные сферы –агентства недвижимости, проектные, консалтинговые, снабженческие и юридические фирмы, не принимающие непосредственное участие в осуществлении проектов. При этом он обозначил три варианта развития событий: уровень безработицы в результате ликвидации новосибирских предприятий либо сокращения их штатной численности может составить по разным прогнозам от 10% до 30%.  «То, что безработица достигнет 10%, звучит сегодня, как оптимистический прогноз, - пояснил Олег Луговой, - так как сегодня уже идет разговор о 20%. Но самый ужасный опыт, который мы можем ожидать это достижение результата теперешней Америки, где безработица составляет 30%. В связи с этим, по мнению президента СибГУД, в городе появится  большое количество фрилансеров, работающих на дому, а также произойдет стекание части арендаторов с офисных площадей, обремененных высокой ставкой аренды. «Мне кажется, - сделал в этой связи прогноз относительно изменения арендных ставок Олег Луговой, - что снижения цен можно ожидать от владельцев небольших площадей там, где нет никаких финансовых обязательств. Таких арендодателей – владельцев площадей – в городе достаточно много. Но основные лидеры на рынке бизнес-центров демпинговать не будут, потому что у них есть финансовые обязательства и понижать ставки нет смысла. В том, что весь рынок будет ориентироваться именно на такие БЦ, я не сомневаюсь».

 

И все же конкуренция, надо думать, не замедлит расставить в этом вопросе свои точки над  «i». В ходе круглого стола  со стороны арендаторов неоднократно звучали предложения по сезонному снижению и даже полной отмени арендной платы для крупных ритейлерских сетей и рестораторов, арендующих площади в торговых и бизнес-центрах. «Хотелось бы, чтобы ставки были нулевыми или нам еще доплачивали за то, что мы сидим на этих площадях», - предложил свою версию арендных отношений 2009 года директор по общим вопросам одного из ресторанных холдингов Андрей Гробовой, объяснив свою позицию тем, что «чашка кофе» в бизес-центрах якобы является главным якорем для арендаторов.

Однако это предложение не нашло поддержку у арендодателей, от лица которых выступила генеральный директор УК «Гринвич» Маргарита Риттер. По ее мнению, хотя демпинг в создавшихся условиях со стороны ряда арендодателей практически неизбежен, никаких возможностей для снижения арендных ставок у владельцев высококлассных площадей нет. Если понижать арендные ставки, то это вряд ли сможет поддержать определенные группы клиентов, но существенно отразится на собственном бизнесе арендодателей. В связи с этим она призвала владельцев офисных центров «цены не отпускать ни за что, и не под каким видом», поскольку, по сведениям госпожи Риттер, та ценовая граница, за которую уже нельзя опускаться, была заложена в арендных ставках большинства новосибирских БЦ изначально. «Ну не может Дольче Габана, - привела она образное сравнение, - продаваться на Гусинке. И цена не может быть такой, как там. Я считаю, что не нужно нервничать, нужно работать, предоставлять услуги еще лучше и лучше, и любить арендатора. И тогда все будет хорошо».

 

Игорь Болдырев, генеральный директор компании «Эргоном», также призвал арендаторов и арендодателей к спокойствию и пониманию того, что момент «выращивания» капиталов на «поле чудес» российского строительного рынка, похоже, уже прошел безвозвратно. А это значит, что застройщикам придется бороться за минимальную маржу и перестраивать свое сознание под реалии совершенно другой экономики. Это значит, что окупаемость БЦ будет меняться, и тем, кто строил на привлеченные кредитные деньги, будет очень нелегко. «Однако, - заметил господин Болдырев, - если все начнут демпинговать, то ни к чему доброму это не приведет. Надо понимать, что рано или поздно невидимая рука рынка разгрузит ситуацию, и БЦ вновь будут заполняться. Поэтому воевать арендаторам и арендодателям, на мой взгляд, сегодня бессмысленно. Я хочу призвать всех участников только к тому, что, не надо искать жареные факты в сложившейся ситуации, а на самом деле нужно помогать друг другу, так как ситуация скорее всего, будет еще страшнее. Каждый, конечно, будет искать свои рецепты выживания, но одно очевидно – мы переживаем сейчас историческое время, и по его прошествии нашим внукам можно будет снова рассказывать, в какое интересное время мы жили».

 

 

 

 

 

 

Справочник «Коммерческая Недвижимость» №48 (137) от 08.12.2009 года

 

 

 

 



Автор: Администратор