9 декабря архитекторы, эксперты и депутаты собрались, чтобы обсудить три масштабных проекта, которые в ближайшие годы должны изменить облик Новосибирска. К 2023 году город должен полностью преобразиться, застройка улицы Большевистской, которая уже идет полным ходом, «обнимет» исторические домики, а на Красном проспекте появится новая высотка. Эти проекты архитекторы и застройщики представили градостроительному совету.
Новое «платье» проспекта Маркса
Так в концепции к 2023 году должен выглядеть проспект Карла Маркса: в едином стиле фасадов, без визуального мусора и с зеленью вдоль проезжей части и по центру
Самый интересный вопрос для горожан, наверное, — именно реконструкция проспекта Карла Маркса. Концепцию подготовило белгородское «Архитектурное бюро Максима Воронина» по техзаданию мэрии — улица входит в число зон гостеприимства молодежного чемпионата мира по хоккею 2023 года, и это дает возможность комплексно решить ее проблемы.
Техзадание основано во многом на прошлогоднем исследовании, которое провели в Новосибирском государственном университете архитектуры, дизайна и искусств (НГУАДИ). Среди самых часто упоминаемых проблем улицы оказались однообразная застройка, скудное озеленение и в целом некомфортная среда: слишком много визуального шума, автомобили паркуются на слишком широких тротуарах, для маломобильных граждан условий вообще почти нет.
Разумеется, первое, что бросается в глаза в концепции, — полное преображение внешнего вида домов. Узнать в них «сталинки» и хрущевки проспекта практически невозможно. По словам руководителя команды авторов концепции Максима Воронина, это позволит привести старую скучную застройку в современный вид и при этом соблюсти какое-то стилистическое единство.
На перекрестке проспекта с улицей Космической архитекторы предложили создать полноценную общественную зону
Это предложение вызвало больше всего вопросов: во-первых, как отметил архитектор Владимир Авксентюк, за таким радикальным решением фактически «теряется город», во-вторых, добавил депутат Горсовета Антон Тыртышный, непонятно, за чей счет фасады менять — это частная собственность, а в бюджете города достаточных средств точно нет.
Другая проблема, которую в комплексе предложили решить архитекторы, — транспортная. По концепции, проспект должен быть разделен на две проезжих части зеленой линией — для безопасности и создания дополнительной полосы для левого поворота. Пропускная способность улицы при этом не изменится, утверждают авторы.
Но главное — это переосмысление парковок на проспекте, что достаточно активно обсуждали после презентации. Архитекторы предложили фактически сократить число парковочных мест, разместив их параллельно.
— При разработке концепции во главу угла у нас ставился пешеход и его безопасность, — заметил Максим Воронин. — Когда автомобиль заезжает на параллельную парковку, он тратит меньше времени, и выезжая с нее, [у него] нет зон слепой видимости. А если мы снижаем количество парковок, мы в целом уменьшаем загазованность и присутствие автомобиля на данной территории.
Для автомобилей в концепции оставили только параллельную парковку — для безопасности и снижения уровня загазованности
Автор транспортной модели Новосибирска, доцент кафедры электротехнических комплексов НГТУ Михаил Никулин в свою очередь предложил рассмотреть вопрос о том, чтобы вообще убрать парковки с проспекта.
— Убирая значительную часть легальных и нелегальных парковочных мест, меняя режим парковки, мы оставляем мало парковочных мест, что вызывает у меня вопрос: а что она решает, эта парковка? На мой взгляд, она больше проблем вызывает в организации движения, выделенной полосы. Считаю, что нужно рассмотреть принципиальный вопрос: нужна ли вообще на проспекте Маркса парковка и чем ее можно заменить. Для чего там должны быть стоящие автомобили? Это соответствует современным подходам к организации пространства? — говорит эксперт.
Это предложение поддержал и архитектор Валерий Филиппов: по его мнению, в случае, если на проспекте Маркса появится выделенная полоса для общественного транспорта, парковки так или иначе придется убирать.
Велодорожки на протяжении почти всего проспекта отделены от тротуара
Другое новшество в концепции — велодорожки, которые отделены от пешеходных тротуаров линией озеленения. Хотя среди членов президиума градостроительного совета эта идея всё еще вызывает скепсис, главный архитектор города Александр Ложкин в споре об актуальности велосипедов в Сибири фактически поставил точку:
— Мы видим, как у нас сейчас активнейшим образом развиваются индивидуальные средства мобильности, это уже не только велосипеды, но самокаты, моноколеса и много что еще. И мы видим, что сегодня эти средства начинают серьезные помехи пешеходам создавать, и это будет только развиваться, никуда мы от этого не денемся. Развитие велодорожек у нас предусмотрено программой комплексного развития транспортной инфраструктуры, и нам придется этому уделять гораздо больше внимания, чем мы уделяли, несмотря на наш климат, — твердо заявил он.
В целом градсовет концепцию одобрил. Доработанную с учетом предложений версию архитекторы должны будут представить в следующем году.