Заявка на оказание услуги

После отправки заявки на указанную электронную почту будет отправлено подтверждение

Фамилия Имя Отчество Заполните поле
Телефон Заполните поле
Email Заполните поле
Текст Заполните поле
Введите символы
Заполните поле
+7 (383) 363 18 18
заказать звонок

Заказать звонок

Имя Заполните поле
Телефон Заполните поле
Комментарий
Введите символы
Заполните поле
ООО «Деловой Новосибирск»
ИНН 5406374623
630102, г. Новосибирск, ул. Кирова, 50, офис 25/1
Тел/факс +7 (383) 363 18 18 (многоканальный)
e-mail: office@dn-nsk.ru; www.dn-nsk.ru

Новости прессы

Транспортная стратегия НСО до 2030 года

05.06.2019 Новосибирск и область  

germaniya-doroga-trassa-shosse.jpg

Проект Транспортной стратегии Новосибирской области до 2030 года был представлен на Сибирском транспортном форуме в мае 2018 года. Тогда говорилось, что развитая транспортная инфраструктура имеет особое значение для Новосибирской агломерации как для крупнейшего транспортного узла от Урала до Дальнего Востока. Выгодное географическое положение нашей области, современный и быстроразвивающийся аэропорт Толмачево, сеть автомобильных и железных дорог и судоходная река Обь превратили ее в крупнейший транспортно-логистический узел восточной части России. Отсюда открывается выход на ресурсодобывающие регионы Сибири и Дальнего Востока, страны Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Выгодное положение Новосибирской области определяется также ее граничным положением с Казахстаном и относительной близостью к северным территориям Китая. Срединное положение в Южной Сибири в окружении Омской, Томской и Кемеровской областей и Алтайского края при современном уровне транспортных средств и магистралей делает ее ядром экономической активности макрорегиона с населением 11,5 млн чел.

Транспортный комплекс НСО

В настоящее время транспортный комплекс области имеет 1 530 км железнодорожных путей, 647 км внутренних водных путей, 14 759 км автомобильных дорог общего пользования (в том числе федерального значения – 796 км и 12 746 км регионального и межмуниципального значения), 199 км трамвайных и троллейбусных линий, 15,8 км метрополитенных путей и 13 станций метрополитена, 43 железнодорожных вокзала, 42 станции, 50 остановочных пунктов, 35 автовокзалов и автостанций, общее количество мостов регионального и межмуниципального значения – 263 единицы. Также транспортный комплекс области располагает локальными центрами накопления, обработки и распределения грузо- и пассажиропотоков с комплексами складских и таможенных терминалов, железнодорожных станций-терминалов, вокзалов, аэропортов, вследствие чего выполняет функции концентрирующего и распределяющего узла.

Новосибирская область является крупнейшим транспортно-распределительным узлом Сибири и Дальнего Востока, а Новосибирск – опорным пунктом товаропроводящей системы, способной в оперативном режиме (8–10 часов хода автомобильного транспорта) обслужить десятки городов Сибири, Алтая, Казахстана и Средней Азии. Транспортное обеспечение жизнедеятельности этого региона во многом осуществляется посредством транспортной инфраструктуры Новосибирской области.

В рамках реализации Транспортной стратегии до 2030 года приоритетной задачей является формирование полноценного транспортного каркаса. Для этого уже построен и введен в эксплуатацию Северный обход, ведется реконструкция дороги Р-254, строительство I этапа Восточного обхода Новосибирска, утверждена проектная документация II и III этапов, планируется разработка IV.

Проблемы

Среди основных проблем транспортного комплекса Новосибирской области разработчики стратегии называют старение основных фондов, инфраструктуры и парка подвижного состава транспортных организаций: основные фонды всех видов транспорта Новосибирской области обновляются недостаточными темпами, их износ достиг в настоящее время 60–65 % (что соответствует общероссийским показателям) и продолжает нарастать. При этом финансово-экономические механизмы, в том числе обеспечивающие воспроизводство основных фондов и инноваций, недостаточно эффективны и не в полной мере адаптированы к особенностям транспортной отрасли.

Также темпы развития автомобильных дорог не соответствуют темпам автомобилизации. В последние десятилетия отмечался ускоренный прирост количества автомобилей, в первую очередь легковых автомобилей для личного пользования. Дорожная сеть области и улично-дорожная сеть городов и населенных пунктов не была готова к такому количеству автотранспорта, в результате в границах Новосибирской агломерации движение стало затруднено, что привело к возникновению пробок. При этом растущая нагрузка на дорожную сеть ведет к ускоренному разрушению дорожных покрытий. Для Новосибирска ситуация усугубляется отсутствием системы автодорожных обходов города, что приводит к заторам на подходах к областному центру, перегрузке улично-дорожной сети города, снижению скорости прохождения транзитного автотранспорта через Новосибирск. Не завершены работы по реконструкции межрегиональных дорог, обеспечивающих связь с прилегающими областями и краями, выход на Казахстан, государства Средней Азии, Китай. Отставание темпов развития автомобильных дорог от темпов автомобилизации ограничивает мобильность населения, тормозит развитие экономики Новосибирской области, снижает конкурентоспособность новосибирских товаров.

Кроме того, возрастает востребованность пассажирского транспорта, связанная с трудовой (маятниковой) миграцией населения, вызванной идущими процессами развития рынка труда, концентрации наиболее привлекательных рабочих мест в городе Новосибирске, ростом жилых массивов в пригородной зоне Новосибирска. Это создает дополнительные пиковые нагрузки на пассажирский транспорт. Данные нагрузки связаны с массовыми пассажирскими перевозками работающего населения из пригородной зоны Новосибирска, городов Бердск, Искитим, Обь, Тогучин, рабочих поселков Коченево, Чик, Мошково в Новосибирск в утренние часы и в обратном направлении в вечерние, а также массовые пассажирские перевозки в дачный сезон, в выходные и праздничные дни.

Логистические узлы

Отдельный раздел стратегии посвящен логистическим узлам, или транспортно-логистическим комплексам. Развитие транспортной системы предполагает развитие как транспортных коридоров, так и транспортно-логистических узлов. Узлы при этом выполняют функции генерации, поглощения, распределения и перераспределения материальных потоков в транспортной сети. С точки зрения непосредственно перевозочного процесса узлы выполняют функции отправки грузов, приемки грузов, складского хранения, таможенного оформления, страхования, информационного и финансового обеспечения. Таким образом, основные объекты логистической инфраструктуры Новосибирской области – склады и складские комплексы, контейнерные терминалы и таможенные терминалы.

Транспортно-пересадочные узлы

В Новосибирской области существует 28 неорганизованных и 1 организованный («Сеятель») транспортно-пересадочный узел (ТПУ).

Важно отметить, что ТПУ в Новосибирской области формировались поэтапно, исходя из базовых принципов взаимодействия различных видов транспорта, отрицать их наличие невозможно. Несмотря на существующий уровень благоустройства, пересадка с одного вида транспорта на другой по факту уже осуществляется – стихийным, неорганизованным образом. В этом заключается ключевой недостаток системы ТПУ, устранение которого в первую очередь возможно путем проведения мероприятий, направленных на создание условий для максимально быстрой, комфортной пересадки с одного вида транспорта на другой.

Воздушный транспорт

На территории Новосибирской области находится 12 действующих аэродромов: Толмачево (Новосибирск), Ельцовка (Новосибирск), Городской аэропорт (Новосибирск), ОбьГЭС (Новосибирск), Мочище (Новосибирский район), Бердск (Новосибирский район), Евсино (Искитимский район), Пихтовка (Колыванский район), Северный (Северный район), Кыштовка (Кыштовский район), Татарск (Татарский район), Решеты (Кочковский район), и около 14 недействующих аэродромов, согласно данным межрегиональной общественной организации пилотов и граждан – владельцев воздушных судов.

Воздушный транспорт демонстрирует стабильный рост в части пассажирских перевозок с наблюдаемыми падениями показателей в кризисные для экономики России и мира периоды. Показатели динамики грузопотока также демонстрируют стабильный рост с просадками в экономически нестабильные годы.

Железнодорожный и рельсовый городской транспорт

Роль железнодорожного транспорта для Новосибирской области весьма существенна, поскольку географическое положение Новосибирска как крупнейшего транспортного узла на Транссибе определяет роль этого вида транспорта и внутри области.

Общая протяженность железнодорожных путей Новосибирской области составляет 1 512 км. Плотность железнодорожных путей на территории Новосибирской области составляет 85 км/тыс. км2, что выше в сравнении с общероссийским показателем (50 км/тыс. км2) и средним по Сибирскому федеральному округу (29 км/тыс. км2).

Инфраструктура железнодорожного транспорта Новосибирской области уже сформирована и каким-либо существенным изменениям в плане путевого развития не подлежит. Показатели работы грузового железнодорожного транспорта демонстрируют стабильный рост. Замедление роста и падение показателей работы наблюдаются в кризисные для российской и мировой экономик годы. Напротив, основные показатели работы железнодорожного пассажирского транспорта демонстрируют стабильное падение.

Одной из проблем разработчики называют невозможность развития станций в городской черте Новосибирска. Анализируя перспективы развития железнодорожных станций новосибирского транспортно-логистического узла, можно ожидать замедление темпов роста по станциям: Новосибирск-Восточный, Новосибирск-Западный, Новосибирск-Южный, Новосибирск-Главный, что связано с отсутствием существенных резервов для роста пропускной способности у данных станций. Это связано с тем, что указанные станции находятся в зоне сложившейся городской застройки и не имеют свободной территории для развития. При этом объемы грузовой работы по этим станциям падать не будут. Одновременно можно ожидать опережающего роста грузовой работы по станциям Иня-Восточная, Крахаль, Чемская, Клещиха, Искитим, Чик, Бердск, имеющих существенный потенциал развития своих мощностей и находящихся в зонах активного экономического развития.

Автомобильный транспорт

Автодорожная сеть Новосибирской области представлена федеральными, региональными, межмуниципальными и местными автомобильными дорогами. Протяженность автодорог федерального значения в границах Новосибирской области составляет 823 км. Общая протяженность дорог регионального значения составляет 3 231 км. Также в Новосибирской области 9 331 км автодорог межмуниципального значения, соединяющих населенные пункты между собой и соединяющих федеральные и региональные автодороги с сетью автодорог местного значения.

Один из главных недостатков сети автомобильных дорог Новосибирской области – отсутствие отвода транзитных транспортных потоков от застроенной части г. Новосибирска. Из-за отсутствия альтернативных путей движения возникают заторы и участки концентрации ДТП в городской черте: на дамбе ГЭС, на ул. Большевистской, Бердском шоссе и др. Для разрешения этой проблемы необходимо создание Восточного обхода, который позволит перераспределить потоки, создаваемые транспортом, следующим из Кольцова, Академгородка, Бердска и Искитима, а также от транзитного грузового транспорта. Еще одна ключевая проблема сети – нехватка мостовых переходов через Обь, работающих на связь центральных районов Новосибирска.

Проблемой, на которой необходимо сфокусировать внимание, является наличие одноуровневых железнодорожных переездов на автодорогах II и III технических категорий. Такая же проблема наблюдается на дорогах более низких категорий, где присутствует движение общественного транспорта. В указанных случаях в соответствии с нормативами необходимо создавать пересечения в разных уровнях или изменять трассу дороги.

Водный транспорт

Река Обь – самая большая и полноводная магистраль Западно-Сибирского бассейна. По Оби и ее многочисленным притокам доставляются грузы в приречные районы Алтайского края, Томской, Новосибирской, Кемеровской и Тюменской областей. В настоящее время идет процесс сокращения объемов перевозок по реке и уменьшение пропускных и перегрузочных возможностей инфраструктуры речного транспорта. Не востребованы в полном объеме мощности порта и пароходства. Ликвидирован Новосибирский слип, позволявший осуществлять ремонт судов, на его месте строится жилой комплекс. Ближайший к Новосибирску слип находится в Моряковке Томской области. В 2016 и 2017 годах Новосибирский речной порт не осуществлял перевозок речным транспортом.

Цели стратегии

Основными целями документа названы: формирование сбалансированной интермодальной транспортной системы Новосибирской области в составе единого транспортного пространства России, обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок на уровне потребностей развития экономики региона и страны, обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения Новосибирской области в соответствии с социальными стандартами, интеграция транспортного комплекса Новосибирской области в мировое транспортное пространство, реализация транзитного потенциала региона, повышение уровня безопасности транспортной комплекса Новосибирской области, снижение негативного воздействия транспортного комплекса Новосибирской области на окружающую среду.

Реализовываться стратегия будет в несколько этапов. Первый – до 2024 года, второй – до 2030. Третий этап – это перспективное развитие после 2030 года.

В рамках реализации стратегии предусмотрено: развитие логистической инфраструктуры международного транспортного евро-азиатского коридора «Восток – Запад»; модернизация и увеличение пропускной способности существующих контейнерных терминалов; формирование систем транспортно-пересадочных узлов федерального и регионального значения; развитие аэропортового комплекса в рамках Аэросити, в том числе строительство железнодорожной ветки до международного аэропорта Толмачево; разработка и реализация программ развития малой авиации; развитие сети железных дорог и инфраструктуры для развития грузового железнодорожного движения; организация скоростного железнодорожного пассажирского сообщения; организация тактового движения; реализация проекта «Городская электричка»; завершение планов по строительству 1-й и 2-й линии метрополитена, станций и электродепо; развитие коридоров движения ускоренного городского общественного пассажирского транспорта в ядре агломерации. Также планируется реконструкция существующей федеральной и региональной автодорожной сети, строительство Восточного и Южного обходов Новосибирска и магистрали непрерывного движения «Юго-Западный транзит» в Новосибирске и строительство автодорожных обходов населенных пунктов, через которые проходят автодороги с высокой интенсивностью движения. Кроме того, предусмотрено развитие агломерационной и внутрирегиональной улично-дорожной сети, строительство стационарных пунктов весогабаритного контроля и многофункциональных зон дорожного сервиса, разработка и реализация программ развития пассажирского автомобильного транспорта, развитие водного грузового и пассажирского транспорта.

Сценарии

В оптимистичном сценарии предполагается полноценное встраивание Новосибирской области в проект нового «Шелкового пути», известного под названием «Один пояс – один путь». Воздушный транспорт также встраивается в воздушный «Шелковый путь» Китай – Европа. Включение в данные проекты позволит Новосибирской области участвовать в распределении прибывающих и отправляющихся в Китай грузов, обслуживать пассажиров, что положительно повлияет на экономическую ситуацию в регионе. Новосибирская область закрепит за собой статус крупнейшего транспортно-распределительного и транзитного узла Восточной части России. Интенсивными будут объемы роста целевых и транзитных грузовых и пассажирских корреспонденций в регион.

Умеренный сценарий не предполагает полноценного встраивания в новый «Шелковый путь», но подразумевает развитие Новосибирской области как ядра Южно-Сибирского макрорегиона. Формирование Южно-Сибирского макрорегиона и соответствующий рост внутренних экономических и социальных связей характеризуется интенсивным ростом объемов грузовых и пассажирских корреспонденций внутри макрорегиона.

Инерционный сценарий отображает ситуацию, где Новосибирская область продолжает существующее развитие без встраивания в новый «Шелковый путь» и без формирования Южно-Сибирского макрорегиона. Сохраняются тенденции развития последних лет. Объемы роста пассажирских и грузовых корреспонденций в области вне Новосибирской агломерации являются инертными, в то время как внутри агломерации они являются интенсивными.

Финансирование

Достижение поставленных целей потребует серьезного финансирования. Всего в период до 2024 года – 273 857 млн руб., до 2030-го – 1 030 950 млн руб. В том числе из федерального бюджета и от компаний госвладения планируется привлечь 930 257 млн руб., регионального и муниципального бюджетов – 70 350 млн руб., федерального, регионального и муниципального бюджетов – 158 300 млн руб. Совместные (бюджетные и частные) инвестиции составят 145 900 млн руб.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты реализации стратегии – это: повышение подвижности населения в 1,9 раза в сравнении с подвижностью в 2017 году; увеличение доли населения, находящегося в часовой доступности до значимых районных центров и центрального коммуникационного ядра агломерации на индивидуальном транспорте, с 79 % в 2017 году до 84 % в 2030 году, на общественном транспорте – с 59 % в 2017-м до 63 % в 2030-м; увеличение доли населения, находящегося в часовой доступности до аэропорта, железнодорожных вокзалов дальнего следования, автовокзалов на индивидуальном транспорте, с 85 % в 2017 году до 88 % в 2030-м, на общественном транспорте – с 46 % до 50 %; сокращение доли населения, не обеспеченного доступом к услугам автотранспорта общего пользования, к 2030 году до 0 % с учетом использования индивидуального транспорта общего пользования; увеличение количества пассажиров, перевезенных воздушным транспортом, к 2030 году до 14 млн человек (в 2017 году – 4,7 млн человек); повышение средней скорости на улично-дорожной сети с 66 км/ч в 2017 году до 75 км/ч в 2030 году; снижение доли перегруженных участков сети с 4,7 % до 1,1 % к 2030 году; снижение протяженности перегруженных участков сети с 1 240 км до 303 км; повышение плотности магистральной улично-дорожной сети.

Во время обсуждения стратегии полномочный представитель президента РФ в СФО Сергей Меняйло заявил, что документ можно назвать проектом инфраструктурного развития не только Новосибирской области, но и всей Сибири. Документ должен стать составной частью Стратегии развития СФО как макрорегиона, будет учтен в проекте Стратегии пространственного развития России. Без реализации подобных масштабных инфраструктурных программ, особенно на территории регионов Сибири и Дальнего Востока, уверен он, невозможно говорить об экономическом развитии территории в целом.



Источник: vseon.com