Заявка на оказание услуги

После отправки заявки на указанную электронную почту будет отправлено подтверждение

Фамилия Имя Отчество Заполните поле
Телефон Заполните поле
Email Заполните поле
Текст Заполните поле
Введите символы
Заполните поле
+7 (383) 363 18 18
заказать звонок

Заказать звонок

Имя Заполните поле
Телефон Заполните поле
Комментарий
Введите символы
Заполните поле
ООО «Деловой Новосибирск»
ИНН 5406374623
630102, г. Новосибирск, ул. Кирова, 50, офис 25/1
Тел/факс +7 (383) 363 18 18 (многоканальный)
e-mail: office@dn-nsk.ru; www.dn-nsk.ru

Новости прессы

ТЦ умер – да здравствует ТЦ!

19.04.2022 Коммерческая недвижимость  
Безымянный.png

Как изменится традиционный формат торговых центров в новых условиях, что будут делать собственники со свободными площадями и какие перспективы для развития сегмента в ближайшем будущем видит рынок? Поговорили с экспертами рынка о том, что будет происходить с торговыми центрами в условиях турбулентности.

Стройка и жизнь

По данным компании Focus, трафик в торговых центрах в 2022 году снижается не только по отношению к допандемийному 2019 году, но и к 2021-му. Если в начале марта Mall Index (количество посетителей на единицу площади ТЦ) был сопоставим с прошлогодними показателями, то в конце марта – апреле снижение составило около 10% к 2021 году и порядка 25-30% к 2019-му. Новые вводные вынуждают собственников торговых проектов пересматривать свои планы и корректировать объекты в стройке вплоть до функционального наполнения. По данным «Коллиерз Интернешнл», общий объем нового предложения, заявленного девелоперами ко вводу в 2022 году, сократился на 14%. В дальнейшем аналитики предполагают большую корректировку планов собственников. «До 30-40% новых торговых объектов, которые пока находятся в стадии разработки, могут быть пересмотрены: часть – отложена к выходу, а некоторые – перепланированы с учетом новых условий или вообще вплоть до смены формата. Наиболее серьезные последствия будут у торговых центров регионального и суперрегионального форматов: им, в отличие от районных ТЦ, придется буквально заново находить своего потребителя», - оценивает генеральный директор Smart Estate Moscow Михаил Петров.

Кроме того, растет и себестоимость строительства: так, партнер Q1 Group Стивен Ньюман оценивает текущий рост цен на стройматериалы в 20-30%, однако отмечает, что этот показатель может скорректироваться в любую сторону в зависимости от последствий для экономики. Если цены на основные строительные материалы, такие как бетон и металл, скорее всего будут так или иначе регулироваться на государственном уровне, то «начинка» торговых центров, инженерия, остается отраслью, где импортозамещение и тем более сдерживание цен пока маловероятны. «Среди производителей инженерных систем для коммерческой недвижимости есть российские производители, но и они активно используют комплектующие из Европы. Перестройка поставок будет масштабной, придется переориентироваться на каналы в Азии. Особенно заметным процесс будет для вентиляционных систем. Несложные решения – вентиляционные решетки и диффузоры производятся в России, но в комплексных продуктах – таких как вентиляционные машины, высокотехнологичная автоматика все равно поставлялась из Европы, а на российских заводах собирались корпуса», - поясняет главный инженер проекта в Clancy Engineering Михаил Малыгин.

При этом значительных проектных изменений по новым торговым центрам проектировщики не ожидают: «При уходе якорных западных арендаторов могут снизиться требования к помещениям в ТЦ в целом, однако основные системы жизнеобеспечения по-прежнему никто не отменял. Возможно, чтобы выполнить нормативы, необходимо будет отказаться от сверхтехнологичных решений, таких как увлажнение воздуха или энергоэффективные технологии, рекуператоры тепла – но они и ранее были редкостью в торговых объектах», - дополняет Михаил Малыгин.

Как предполагают архитекторы, выходом из ситуации для новых торговых центров может стать концептуальное изменение формата, которое отразится и на структуре архитектуры объектов. «Классическая схема с крупными якорными арендаторами – международными брендами – уходит в прошлое. В условиях, когда торговые центры будут заполняться новыми, еще не самыми известными ритейлерами, сам объект должен выполнять функции «якоря», центра притяжения в локации. Этот опыт уже осваивают районные торговые центры: совокупность операторов на одной площади в сочетании с рекреационными зонами формирует для жителей района кластер, в котором им приятно находиться и можно посещать каждый день, чтобы встретиться с соседями или провести время с семьей рядом с домом. Поэтому большее значение в архитектурных проектах приобретет наличие в ТЦ эксплуатируемой кровли с сезонными развлечениями и наличие в общих зонах локаций для мастер-классов, лекториев, обучения и развлечения детей и взрослых», - отмечает главный архитектор бюро Blank Architects Алена Панфилова-Корсакова.

Что имеем – реновируем

Масштабные изменения предстоят и по части уже функционирующих торговых центров. Именно на них отражаются текущие и возможные закрытия магазинов иностранных брендов. Хотя объем возможных потерь оценивается консультантами Knight Frank в 15-25% для ТРЦ площадью свыше 60 000 кв.м GLA, проблемным для всего объекта может стать уход крупного трафикогенерирующего арендатора. В перспективе занять существующие площади могут бренды из Турции, Китая и Индии, однако вектор на импортозамещение в ритейле тоже формируется.

Одним из оптимальных вариантов для выхода российских брендов из онлайна в офлайн торгового центра эксперты считают открытие шоурумов. «Формат шоурума интересен как ритейлерам из fashion-сегмента, так и брендам с эксклюзивными или нестандартными товарами, покупателям которых важно оценить качество перед покупкой вживую. Преимущество шоурума – возможность грамотной организации практически на любой площади, а также свободная ниша для коллабораций. Зона экспозиции товаров формируется в сочетании с рекреационной зоной для покупателя, поэтому часть площадей в шоурумах российских марок могут занять кофейни или кондитерские, которые дополнят функционал ритейлера своим присутствием и позитивно повлияют на концепцию проекта», - считает Стивен Ньюман.

Кроме того, архитекторы прогнозируют рост проектов по реновации существующих объектов: из-за потери «якорей» торговые центры могут пересматривать свои развлекательные и общественные зоны, чтобы поддерживать трафик в объектах. «В ближайший год мы можем увидеть порядка 20 новых проектов по реновации и реконцепции торговых центров. Обновлению подвергнутся как общественные зоны, так и фудкорты, которые сегодня переформатируются в гастрономические центры и фудхоллы», - отмечает Алена Панфилова-Корсакова.

Другой сценарий для создания новых генераторов трафика в объектах – это реализация форматов универмагов. О таких планах по развитию российских fashion-ритейлеров уже заявил ряд крупных собственников, в том числе Crocus Group. Однако смысл создания таких проектов должен быть гораздо глубже, считает Михаил Петров: «Приглашая нишевые российские бренды в универмаг или на маркет дизайнеров, торговый центр мыслит краткосрочными целями подъема трафика, но не решает системной проблемы. В таких условиях дизайнеры выставляют в торговых центрах стоковый товар либо наиболее базовые позиции, не находят своей аудитории и возвращаются в онлайн. Чтобы с помощью универмага «вырастить» себе нового арендатора, торговый центр должен вложиться в маркетинг бренда, дать ему особые условия присутствия, поддержать марку. Необходимо в корне менять эту структуру и использовать формат универмагов как бизнес-инкубатор – тогда в перспективе бренды смогут арендовать постоянные пространства для себя в ТЦ, а объект получит лояльного платежеспособного арендатора».

При реновации интерьеров более заметными станут российские дизайнеры и поставщики – в этом сегменте импортозамещение может пройти наиболее мягко, считает креативный директор CORE objects Елена Пругова. «В торговых центрах, которые делают ребрендинг или создаются с нуля, часто закладывается мебель индивидуального производства с адаптацией под задачи пространства: производители реализуют различную конфигурацию, оснащение дополнительными функциями (зарядки смартфонов), внедряют в проект дизайн-код – узнаваемый паттерн или символику проекта. Мебель по индивидуальному проекту, как правило, создается локальными производителями, но остается вопрос, с какими материалами работает мастерская - российскими или импортными брендами. Последние могут оказаться в дефиците», - поясняет эксперт. Готовая мебель из ассортимента марок может использоваться на фудкортах и в торговых галереях. Российские компании также представлены в этой нише – но им необходимо расширение ассортимента.

В целом же при реновации торговым центрам необходимо брать курс на «душевность», считает Алена Панфилова-Корсакова: «Задача торгового центра в новых условиях – стать для потребителя «своим», поэтому возрастает важность грамотного анализа потребностей и задач целевой аудитории проекта на этапе разработки концепции ребрендинга или нового строительства. Те торговые центры, которые смогут закрепить свой образ в сознании потребителя как места для отдыха и повседневных покупок, смогут чувствовать себя наиболее уверенно и даже при потере нескольких арендаторов удержат внимание посетителя за счет атмосферы и «экономики впечатлений». Большие же моллы, вероятнее всего, будут искать новые концепции для себя и гибко переформатироваться, чтобы удержать внимание покупателей».



Источник: www.cre-ru.
  • Новости за 2007 год
  • Новости за 2008 год
  • Новости за 2009 год
  • Новости за 2010 год
  • Новости за 2011 год
  • Новости за 2012 год
  • Новости за 2013 год
  • Новости за 2014 год
  • Новости за 2015 год
  • Новости за 2016 год
  • Новости за 2017 год
  • Новости за 2018 год
  • Новости за 2019 год
  • Новости за 2020 год
  • Новости за 2021 год
  • Новости за 2022 год
  • Новости за 2023 год
  • Новости за 2024 год