
Рынок мегамоллов ждут непростые времена: интерес к ним явно падает. В поисках спасения владельцы бегут к развлекательным центрам, которые платят заметно меньше. В итоге рискуют закрыться четверть ТЦ.
Несколько лет назад в США начал заметно падать интерес к крупным торговым центрам. Тенденция распространяется, спад, который может привести к закрытию четверти торговых площадей, начал ощущаться и в России. Девелоперы пробуют спастись, невыгодно сдавая площади развлекательным центрам, пишет «Коммерсантъ».
В России прекращают строить огромные торговые центры. На 2020 год не заявлен ввод ни одного объекта площадью больше 100 000 кв.м., следует из данных «Магазина магазинов». Средний размер сдаваемого в Москве объекта составит 9,3 тыс. кв. м — это более чем в полтора раза ниже показателя 2019 года, в сравнении с 2015 годом площадь среднего объекта снизилась в четыре раза.
Модель торгового центра, работавшая последние лет 50, действительно устаревает. Инвесторов все больше интересует достаточно свободный рынок небольших локальных объектов.
Первыми к крупным торговым центрам охладели американцы. В США, по расчетам Coresight Research, за последние четыре года объем торговых площадей вырос только на 0,4%. К 2022 году, прогнозирует Credit Suisse, должны закрыться 25% объектов. Это объясняют все большим переходом людей в онлайн: по оценкам Retail Next, в США посещаемость офлайн-магазинов упала за этот год на 11,4%.
Россию с точки зрения заполняемости торговыми центрами корректно сравнивать именно с Америкой, уверен замдиректора Института градостроительного и системного проектирования Дмитрий Гриднев. Ведь именно из США к нам пришла мода на моллы.
Ситуация в Европе другая: большинство крупных городов в силу исторически сложившихся обстоятельств и менталитета предпочли сохранить рынки и стрит-ритейл, а не концентрировать торговые площади в одном здании,— объясняет он.
Европа сознательно сопротивлялась появлению крупных торговых центров из-за их негативного влияния на городскую среду. Среди главных недостатков Гриднев называет неизбежный подрыв близлежащей уличной торговли и мелкого бизнеса.
«После появления торгцентра рестораны и торговые точки либо переезжают в него, либо закрываются, не выдержав конкуренции, а улицы пустеют и становятся менее безопасными»,— отмечает эксперт. Еще один негативный фактор — ухудшение транспортной обстановки.
Кризис накрывает
Как рассказала гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс, общий объем локального рынка одежды, обуви и аксессуаров в России по итогам 2018 года остался без изменений к 2017 году. В то же время прирост российского рынка fashion e-commerce по итогам 2018 года превысил 20%. Тренд сохранился и в этом году: по расчетам Data Insight, в первом полугодии в денежном выражении объем рынка интернет-торговли достиг 725 млрд руб., увеличившись на 26% относительно аналогичного периода прошлого года.
Трафик в торговых центрах все хуже, по расчетам Watcom Group, показатель Shopping Index в Москве (количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговой площади) в 2019 году оказался на 17% ниже уровня 2013 года. В магазинах одежды и обуви падение в этом году оценивается в 18% по сравнению с 2016 годом.
Гендиректор Familia Константин Надеждин предполагает, что если не произойдет существенных изменений в экономике, число торговых точек в fashion-рознице в целом может снизиться на 5–7%.
При этом Надеждин уверен, что хоронить традиционную розницу пока не стоит:
Сети все равно будут открывать магазины — как своеобразные шоурумы, где покупатель сможет вживую увидеть и потрогать товар.
Розничные магазины в разных странах идут на все, чтобы привлечь покупателя. Например, Оverlane открыл в Нью-Йорке иммерсивный магазин-сад, где посетители разуваются на входе, после чего босиком гуляют по бутику-саду, где в непривычной для магазина обстановке размещены стеллажи с обувью всех размеров. Площадка Matchesfashion в сотрудничестве с Prada запустили магазин 5 Carlos Place с вендинговыми машинами для одежды, автоматами для пинбола и дизайнерскими коллаборациями.
Гендиректор Boardriders Russia (развивает QuikSilver, Roxy, BillaBong, DC Shoes) Денис Томашевский рассказал о других приемах:
Мы регулярно используем площадки магазинов для мероприятий различных форматов — лекций с топ-спортсменами, автограф-сессий с мировыми звездами экстремальных видов спорта, проводим паблик-толки, устраиваем бесплатные занятия йогой.
Все это, считает Томашевский, приводит в магазины целевую аудиторию.
Торговые центры готовы меняться
Меняться нужно не только магазинам, но и торговым центрам. Для удержания людей они переориентируются на развлекательный формат.
Руководитель департамента торговой недвижимости JLL Полина Жилкина отмечает, что с 2008 года доля развлекательных площадей в качественных торгцентрах выросла более чем в три раза: с 4% до 13% в 2019 году от общего объема арендопригодных площадей.
Однако такая политика не всегда выгодна: развлекательные центры называют самыми низкодоходными арендаторами. По данным Knight Frank, средняя стоимость аренды помещений для развлекательных зон — 4–8 тыс. руб. за 1 кв. м в год, они также платят 10–14% от оборота. Ставки для небольших операторов торговой галереи (50–300 кв. м) базируются в диапазоне от 8 тыс. до 120 тыс. руб. за 1 кв. м плюс 10–14% от оборота.
В итоге, уверен глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, до 2023 года в городах-миллионниках полностью закрыть или существенно сократить торговую составляющую могут около 100 торгцентров общей площадью 1,2 млн кв. м.