Заявка на оказание услуги

После отправки заявки на указанную электронную почту будет отправлено подтверждение

Фамилия Имя Отчество Заполните поле
Телефон Заполните поле
Email Заполните поле
Текст Заполните поле
Введите символы
Заполните поле
+7 (383) 363 18 18
заказать звонок

Заказать звонок

Имя Заполните поле
Телефон Заполните поле
Комментарий
Введите символы
Заполните поле
ООО «Деловой Новосибирск»
ИНН 5406374623
630102, г. Новосибирск, ул. Кирова, 50, офис 25/1
Тел/факс +7 (383) 363 18 18 (многоканальный)
e-mail: office@dn-nsk.ru; www.dn-nsk.ru

Новости прессы

КАК СОЗДАВАТЬ КРЕАТИВНЫЕ КЛАСТЕРЫ В РЕГИОНАХ?

11.11.2021 Публикации  
1635500676302.jpeg
Изображение взято из источника: T+T Architects

Георгий Тюгаев, руководитель архитектурного отдела бюро T+T Architects.

В последнее время в медийном поле все чаще обсуждается проблема оттока населения из Сибири и Дальнего Востока. Свои схемы развития отдаленных от столицы регионов озвучивают как урбанисты, так и чиновники разных рангов, предлагая создание точечных проектов и даже новых городов. Учитывая огромную географическую, социально-историческую и демографическую вариативность регионов к востоку от Урала, единого рецепта успеха в данном вопросе нет. Одним из способов выхода из ситуации может стать создание сети креативных кластеров на основе старых промышленных объектов и территорий, разбросанных по городам. Такая тактика позволит сформировать ядро для роста креативной экономики, позитивную мотивацию у молодых специалистов. 

Ускоряющаясся миграция креативного класса с востока страны наблюдается уже многие годы, и во многом это происходит из-за отсутствия комфортной рабочей и рекреационной среды. Люди не могут найти возможности для реализации своих амбиций, не чувствуют «плечо» комьюнити и уезжают искать себя в Москве, Санкт-Петербурге или за пределами страны. И ведь дело в том, что комфортная среда в данном контексте — не просто хорошо убранные улицы, аккуратные газоны и удобные тротуары, а именно атмосфера продуктивности, профессиональной динамики и качественных коммуникаций в соответствующем окружении. 

Использовать исторические объекты и территории как основу для создания креативных кластеров необходимо очень вдумчиво, избегая формального подхода и штампованных решений. Разные города обладают богатейшим архитектурным наследием, которое важно грамотно использовать, принимая во внимание местные особенности объектов и их окружения. Знаковые локации необходимо не просто консервировать, а преобразовать в экономический потенциал. Индустриальные и культурные памятники локального значения можно и нужно подвергать многослойному переосмыслению для более качественного использования в будущем. Такой подход позволит восстанавливать и создавать совершенно новые территориальные бренды и точки концентрации креативной деятельности. 

К сожалению, разработка кейсов на местах часто связана с большой инерцией идей. Речь идет и об архитектуре, и о концепции наполнения, функциональности территорий. Часто мы видим реализацию заранее устаревших схем, так как именно под них настроены механизмы согласований, подборки подрядчиков, конструктивные и визуальные формулы. Консерватизм и страх перед инициативностью – злейший враг проектов редевелопмента и особенно в креативной сфере. Бояться нужно не смелых идей, а их отсутствия, равно как и здоровой дискуссии между специалистами. К развитию креативных кластеров нужно привлекать людей со свежим взглядом, без личных интересов на местах и способных брать ответственность за собственные нестандартные решения. Другая крайность – новоделы, которые стирают индивидуальность площадки и являются плохой пародией на историческое наследие. Еще один ключевой фактор успешности подобных кейсов – наличие открытых конкурсов, на которых должны отбираться действительно конкурентные и разнообразные концепции. Для большей корректности процесса к написанию техзаданий тендерных мероприятий можно приглашать незаинтересованную организацию-посредника. Она должна обладать богатым опытом и советующими компетенциями по реализации технических тендеров, творческих конкурсов. И самое важное – такой посредник должен быть по-настоящему заинтересованным в поиске лучшего, а не наиболее удобного проекта. 

Важный аспект работы с промышленными площадками лежит в плоскости сохранения и интеграции в проект индустриальных артефактов: винтажных механизмов, станков, силовых установок, элементов инженерии и конструктива, памятников рабочего прошлого, которые можно сделать частью новой среды. У каждого креативного кластера должны быть своя индивидуальность и генеалогия, а если стереть историческое наследие предприятия, то оно превратится в кирпичную коробку, больше подходящую для нарезки под безликие офисы и торговые точки. Вместо привлечения представителей креативной индустрии такое место отпугнет их, еще больше разочарует в родном городе и попросту не будет работать и зарабатывать так, как это нужно. Экономика данного девелоперского продукта гораздо сложнее, чем в привычном строительстве, поэтому финансовая модель должна быть математически точной, а архитектура и дизайн-код являться прямым фактором повышения интереса целевой аудитории к площадке. 

Заполнение пространства банальным набором разрозненных элементов в креативном кластере попросту не сработает. Такое место должно обладать центром притяжения, вокруг которого кристаллизуется комьюнити, создаются новые проекты, нити коммуникаций, совместные стартапы, экономические цепочки. Эффект синергии успеха повышает узнаваемость площадки и географию ее охвата. 

Регионы обладают практически неограниченным потенциалом для формирования подобных площадок, а редевелопмент может стать одним из наиболее эффективных способов их развития. В классическом девелопменте может быть установлен некий порог гибкости использования, тогда как в редевелопменте такого предела фактически нет. Если внимательно изучить закономерности развития рынка за последние 10-15 лет, то становится ясно, что качественный редевплопмент в любом случае прекрасно адаптируется под актуальные тренды и становится успешным в их рамках. 

Сегодня фактически любое здание, кроме классического жилья, можно сделать полифункциональным, переписать и улучшить сценарии его использования. Стандартный жилой дом с привычной планировкой, квартирографией и МОПами невозможно превратить в классические или гибкие офисы, а с бывшим индустриальным объектом провернуть такое дело можно. Утратившие свой функционал промышленные площадки в городах необходимо использовать в актуальной повестке, не зацикливаясь на устоявшихся моделях. 10 лет назад в старых цехах было принято открывать бутики, 5 лет назад – офисы, сейчас – мастерские и арт-пространства, а через год это могут быть лаборатории или микс всего вышеперечисленного. Даже непосредственно в рамках реконструкции можно держать руку на пульсе, модернизировать, перемещать функции объекта, изменять пропорции для поддержания эффективной модели работы. Формула успеха — это адаптивность, умноженная на многофункциональность. 

Механистическое копирование московских концепций в регионах без учета местной специфики скорее всего приведет к несостоятельности продукта. Более того, схема, хорошо показавшая себя в Новосибирске, может оказаться неработоспособной в Иркутске или Тюмени. Так, например, в городах севера живет много людей, работающих вахтовым методом. Это всегда крайне сплоченные сообщества, для которых важно наличие компактно расположенных общественных площадок. И подобных примеров можно назвать десятки! 

Развитие системы креативных кластеров в городах России непременно будет связано с эффектом низкой базы. Он поможет кейсам быстро набрать «массу», но, с другой стороны, без поддержания стабильной динамики развития первоначальный импульс быстро иссякнет. В данном вопросе важен стратегический подход, который не позволит идее сойти на нет после спада ситуативного интереса со стороны бизнеса, чиновников и пользователей. Отсутствие долгосрочного курирования проектов приведет к стремительному откату всех достигнутых результатов.





Источник: www.cre.ru
  • Новости за 2007 год
  • Новости за 2008 год
  • Новости за 2009 год
  • Новости за 2010 год
  • Новости за 2011 год
  • Новости за 2012 год
  • Новости за 2013 год
  • Новости за 2014 год
  • Новости за 2015 год
  • Новости за 2016 год
  • Новости за 2017 год
  • Новости за 2018 год
  • Новости за 2019 год
  • Новости за 2020 год
  • Новости за 2021 год
  • Новости за 2022 год
  • Новости за 2023 год
  • Новости за 2024 год