Георгий Тюгаев, руководитель архитектурного отдела бюро T+T Architects.
В последнее время в медийном поле все чаще обсуждается проблема оттока населения из Сибири и Дальнего Востока. Свои схемы развития отдаленных от столицы регионов озвучивают как урбанисты, так и чиновники разных рангов, предлагая создание точечных проектов и даже новых городов. Учитывая огромную географическую, социально-историческую и демографическую вариативность регионов к востоку от Урала, единого рецепта успеха в данном вопросе нет. Одним из способов выхода из ситуации может стать создание сети креативных кластеров на основе старых промышленных объектов и территорий, разбросанных по городам. Такая тактика позволит сформировать ядро для роста креативной экономики, позитивную мотивацию у молодых специалистов.
Ускоряющаясся миграция креативного класса с востока страны наблюдается уже многие годы, и во многом это происходит из-за отсутствия комфортной рабочей и рекреационной среды. Люди не могут найти возможности для реализации своих амбиций, не чувствуют «плечо» комьюнити и уезжают искать себя в Москве, Санкт-Петербурге или за пределами страны. И ведь дело в том, что комфортная среда в данном контексте — не просто хорошо убранные улицы, аккуратные газоны и удобные тротуары, а именно атмосфера продуктивности, профессиональной динамики и качественных коммуникаций в соответствующем окружении.
Использовать исторические объекты и территории как основу для создания креативных кластеров необходимо очень вдумчиво, избегая формального подхода и штампованных решений. Разные города обладают богатейшим архитектурным наследием, которое важно грамотно использовать, принимая во внимание местные особенности объектов и их окружения. Знаковые локации необходимо не просто консервировать, а преобразовать в экономический потенциал. Индустриальные и культурные памятники локального значения можно и нужно подвергать многослойному переосмыслению для более качественного использования в будущем. Такой подход позволит восстанавливать и создавать совершенно новые территориальные бренды и точки концентрации креативной деятельности.
К сожалению, разработка кейсов на местах часто связана с большой инерцией идей. Речь идет и об архитектуре, и о концепции наполнения, функциональности территорий. Часто мы видим реализацию заранее устаревших схем, так как именно под них настроены механизмы согласований, подборки подрядчиков, конструктивные и визуальные формулы. Консерватизм и страх перед инициативностью – злейший враг проектов редевелопмента и особенно в креативной сфере. Бояться нужно не смелых идей, а их отсутствия, равно как и здоровой дискуссии между специалистами. К развитию креативных кластеров нужно привлекать людей со свежим взглядом, без личных интересов на местах и способных брать ответственность за собственные нестандартные решения. Другая крайность – новоделы, которые стирают индивидуальность площадки и являются плохой пародией на историческое наследие. Еще один ключевой фактор успешности подобных кейсов – наличие открытых конкурсов, на которых должны отбираться действительно конкурентные и разнообразные концепции. Для большей корректности процесса к написанию техзаданий тендерных мероприятий можно приглашать незаинтересованную организацию-посредника. Она должна обладать богатым опытом и советующими компетенциями по реализации технических тендеров, творческих конкурсов. И самое важное – такой посредник должен быть по-настоящему заинтересованным в поиске лучшего, а не наиболее удобного проекта.
Важный аспект работы с промышленными площадками лежит в плоскости сохранения и интеграции в проект индустриальных артефактов: винтажных механизмов, станков, силовых установок, элементов инженерии и конструктива, памятников рабочего прошлого, которые можно сделать частью новой среды. У каждого креативного кластера должны быть своя индивидуальность и генеалогия, а если стереть историческое наследие предприятия, то оно превратится в кирпичную коробку, больше подходящую для нарезки под безликие офисы и торговые точки. Вместо привлечения представителей креативной индустрии такое место отпугнет их, еще больше разочарует в родном городе и попросту не будет работать и зарабатывать так, как это нужно. Экономика данного девелоперского продукта гораздо сложнее, чем в привычном строительстве, поэтому финансовая модель должна быть математически точной, а архитектура и дизайн-код являться прямым фактором повышения интереса целевой аудитории к площадке.
Заполнение пространства банальным набором разрозненных элементов в креативном кластере попросту не сработает. Такое место должно обладать центром притяжения, вокруг которого кристаллизуется комьюнити, создаются новые проекты, нити коммуникаций, совместные стартапы, экономические цепочки. Эффект синергии успеха повышает узнаваемость площадки и географию ее охвата.
Регионы обладают практически неограниченным потенциалом для формирования подобных площадок, а редевелопмент может стать одним из наиболее эффективных способов их развития. В классическом девелопменте может быть установлен некий порог гибкости использования, тогда как в редевелопменте такого предела фактически нет. Если внимательно изучить закономерности развития рынка за последние 10-15 лет, то становится ясно, что качественный редевплопмент в любом случае прекрасно адаптируется под актуальные тренды и становится успешным в их рамках.
Сегодня фактически любое здание, кроме классического жилья, можно сделать полифункциональным, переписать и улучшить сценарии его использования. Стандартный жилой дом с привычной планировкой, квартирографией и МОПами невозможно превратить в классические или гибкие офисы, а с бывшим индустриальным объектом провернуть такое дело можно. Утратившие свой функционал промышленные площадки в городах необходимо использовать в актуальной повестке, не зацикливаясь на устоявшихся моделях. 10 лет назад в старых цехах было принято открывать бутики, 5 лет назад – офисы, сейчас – мастерские и арт-пространства, а через год это могут быть лаборатории или микс всего вышеперечисленного. Даже непосредственно в рамках реконструкции можно держать руку на пульсе, модернизировать, перемещать функции объекта, изменять пропорции для поддержания эффективной модели работы. Формула успеха — это адаптивность, умноженная на многофункциональность.
Механистическое копирование московских концепций в регионах без учета местной специфики скорее всего приведет к несостоятельности продукта. Более того, схема, хорошо показавшая себя в Новосибирске, может оказаться неработоспособной в Иркутске или Тюмени. Так, например, в городах севера живет много людей, работающих вахтовым методом. Это всегда крайне сплоченные сообщества, для которых важно наличие компактно расположенных общественных площадок. И подобных примеров можно назвать десятки!
Развитие системы креативных кластеров в городах России непременно будет связано с эффектом низкой базы. Он поможет кейсам быстро набрать «массу», но, с другой стороны, без поддержания стабильной динамики развития первоначальный импульс быстро иссякнет. В данном вопросе важен стратегический подход, который не позволит идее сойти на нет после спада ситуативного интереса со стороны бизнеса, чиновников и пользователей. Отсутствие долгосрочного курирования проектов приведет к стремительному откату всех достигнутых результатов.