Как вы понимаете, классификация зданий – вполне себе условное деление и часто зависит от добросовестности собственника или управляющей компании. Но, всё-таки общие критерии существуют. В первую очередь, это набор характеристик и услуг, которые может предложить бизнес-центр своим клиентам. Вот основные из них:
— локация
— инфраструктура
— год постройки
— техническое оснащение
— планировка и отделка
— безопасность
— паркинг
— управление
По совокупности этих показателей созданы категории бизнес-центров: A, B, C. У классов А и В также существуют подкатегории, которые обладают или, наоборот, лишены одного или нескольких дополнительных параметров.
КЛАСС А
Нетрудно догадаться, что это самый престижный и, соответственно, дорогой тип зданий. Отличительными чертами таких офисов являются:
— хорошая транспортная доступность
— новейшие инженерные системы, которые создают максимальный комфорт и благоприятный климат внутри помещений
— высокий уровень безопасности: автоматизированная система пожаротушения, контроль доступа и круглосуточная охрана здания, ресепшн, дополнительные системы безопасности
— надежное электроснабжение с несколькими резервными источниками питания и хорошая освещенность помещений
— эффективная планировка: большой шаг колонн (не менее 7х7 м), высота потолков от 3м, коэффициент общих площадей не более 12%
— высочайшее качество отделки и материалов: авторские архитектурные решения, натуральные материалы отделки, ультрасовременный дизайн общих зон и панорамное остекление с великолепными видами на город
— удобный паркинг с достаточным количеством машиномест (парковочный коэффициент не менее 1:80)
— развитая инфраструктура объекта и района: кафе, столовые, рестораны, банки, парикмахерские, аптеки – все для максимального удобства арендаторов и посетителей центра
— профессиональная управляющая компания, работающая по формату open book: когда каждый арендатор может увидеть систему операционных и эксплуатационных расходов
Учитывая стремительность развития технологий и предъявляемых требований к зданиям, к классу А относятся только новые постройки и, чтобы сохранить свой статус, бизнес-центры должны проводить реконструкцию в среднем раз в 5 лет, чтобы не отставать от международных стандартов. Однако, не все это выполняют и со временем переходят в следующую категорию «B».
Если же бизнес-центр к указанным параметрам прибавляет что-то ещё (например, использование современных эко-технологий: альтернативные источники энергии, сбор и переработка воды и отходов) или обладает улучшенными характеристиками по некоторым пунктам (к примеру расположен внутри Садового кольца или имеет больший шаг колонн), то он имеет право (и никто от него ещё не отказался) добавить к классу А «+». Это элита столичного офисного рынка.
КЛАСС В
Это здания, обладающие не столь удачным расположением, как офисы класса А и немного «устаревшей» технической частью. Чаще всего, это реконструированные и переоборудованные здания старой постройки, особняки и бизнес-центры, бывшие когда-то классом «А», но после нескольких лет интенсивной эксплуатации и отсутствии модернизации систем, сменившие свой статус. Спектр услуг в этих бизнес-центрах несколько ограничен, у них может быть недостаточно парковочных мест или менее удачная планировка, по сравнению с объектами класса «А».
Бизнес-центры класса «В» традиционно пользуются спросом у малых и средних компаний за счет сочетания более демократичной арендной ставки и внушительного перечня услуг и характеристик здания.
КЛАСС С
Эти офисы удалены от метро и транспортных развязок, здания не обладают единой концепцией и не могут похвастаться качеством материалов, инфраструктурой или парковкой, естественного освещения внутри недостаточно из-за неэффективной коридорно-кабинетной планировки. Большинство параметров предыдущих классов им недоступны, тем не менее маленькие стартапы и частные предприниматели арендуют здесь офисы на начальных этапах становления своего бизнеса из-за небольшой арендной ставки.
Динамично развивающаяся Москва строит офисы высокого международного класса и все больше расширяет спектр услуг для бизнеса. Все чаще малый бизнес и стартапы готовы платить за пусть небольшое количество метров, но обширный спектр возможностей для развития и комфортную среду в новейших бизнес-центрах столицы. Используя приведенную классификацию, вы сможете грамотно вести переговоры при согласовании арендной ставки, будете понимать обоснована она или нет и сможете подобрать локацию и здание, отражающее идею вашего бизнеса.