Заявка на оказание услуги

После отправки заявки на указанную электронную почту будет отправлено подтверждение

Фамилия Имя Отчество Заполните поле
Телефон Заполните поле
Email Заполните поле
Текст Заполните поле
Введите символы
Заполните поле
+7 (383) 363 18 18
заказать звонок

Заказать звонок

Имя Заполните поле
Телефон Заполните поле
Комментарий
Введите символы
Заполните поле
ООО «Деловой Новосибирск»
ИНН 5406374623
630102, г. Новосибирск, ул. Кирова, 50, офис 25/1
Тел/факс +7 (383) 363 18 18 (многоканальный)
e-mail: office@dn-nsk.ru; www.dn-nsk.ru

Новости прессы

Бизнес освободил улицы

02.11.2021 Коммерческая недвижимость  
Безымянный.png
Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ 

На рынке стрит-ритейла в Новосибирске наблюдается снижение арендных ставок и высокая ротация арендаторов.

Основная тенденция на рынке стрит-ритейла в Новосибирске сегодня — снижение арендных ставок и высокая ротация арендаторов. На протяжении последнего года (с сентября 2020-го по сентябрь 2021-го) средние ставки аренды помещений в стрит-ритейле снизились на 10% (с 15,3 до 13,9 тыс. руб. за 1 кв. м в год). «Учитывались данные по лотам, расположенным на первых этажах вне профессиональных ТЦ с общей площадью от 70 до 500 кв. м»,— сообщил руководитель аналитического центра «Циан» Алексей Попов.

«Ставки на торговые помещения с наиболее активным пешеходным трафиком и площадью до 100 кв. м не снизились, они самые устойчивые в любой кризис, в особенности с качественными техническими характеристиками, которые делают их максимально универсальными, а значит, востребованными. Также финансово не пострадали торговые объекты, подходящие под размещение продовольственных супермаркетов, которые были теми немногими, кто не приостанавливал развитие и поддерживал активность на рынке торговой недвижимости»,— говорит коммерческий директор консалтинговой компании «Деловой Новосибирск» Марина Белых. На ряд помещений этой категории, по данным RID Analytics, ставки выросли в августе 2021-го в сравнении с этим же месяцем годом ранее на 4%.

В свою очередь, количество предложений о продаже помещений свободного назначения стрит-ритейла в Новосибирске возросло на 35% за год (с января по август 2021 года к январю–августу 2020-го) и в 1,8 раза по итогам двух лет (с января по август 2021 года к январю–августу 2019-го). В категории аренды число объявлений от собственников на «Авито недвижимость» также увеличилось на 23% и в 1,7 раза соответственно, сообщили в пресс-службе компании.

Участники рынка отмечают, что стрит-ритейл постепенно теряет своих традиционных арендаторов — сегменты средний-плюс и премиум, ранее занимавшие наиболее привлекательные помещения в центре города. «Развивается в основном бизнес, ориентированный на массовый спрос, ведь потребительская способность населения снижена. Также существенное влияние на рынок оказывает развитие сегмента e-commerce»,— отмечает госпожа Белых.

Среди арендуемых площадей также снизилась доля офисов банковского обслуживания и офисов туристических фирм, магазинов одежды и обуви, предприятий общественного питания. «Безусловно, 2020 год ударил по стрит-ритейлу Новосибирска, до сих пор есть свободные помещения в таких местах, о которых арендаторы могли ранее только мечтать, за которые шла борьба, и ставки росли. Теперь же арендодателям приходится быть в режиме конкуренции, иначе оценивать свои объекты и иногда уже самим бороться за арендатора даже в топовых местах. Ведь известные всем события не только оказали влияние на снижение покупательской способности, но и существенно изменили саму структуру спроса — ряд помещений потерял свою актуальность, в частности помещения после общепитов, особенно крупного формата, и банковской деятельности»,— подчеркивает Марина Белых.

Наибольший спрос в стрит-ритейле сегодня формируют продовольственные магазины формата «у дома», магазины по продаже алкоголя, аптеки, пункты выдачи интернет-магазинов, пекарни, кулинарии и дарк-сторы (относительно новый формат арендаторов — магазин без покупателей, помещение-склад для обслуживания продуктовых интернет-магазинов).

Место «под трафиком»

К уровню 2019 года рынок не вернулся, «и как раз количество свободных помещений и баннеров на центральных улицах города этому доказательство», добавляют эксперты. Впрочем, активность арендаторов в 2021-м выше, чем в 2020-м, замечают риелторы.

Востребованными локациями в стрит-ритейле сегмента товаров/услуг ежедневного потребительского спроса остаются места с массовым пешеходным трафиком — в первую очередь, значимые транспортные развязки города, такие как выходы из станций метро, в особенности конечные станции — «Заельцовская», «Карла Маркса», остановки общественного транспорта с большим пассажиропотоком, а также Центральный район города, где сосредоточены важные инфраструктурные объекты.

Арендаторы сегмента товаров и услуг отложенного спроса — шоу-румы одежды и обуви, салоны мебели и декора, ювелирные магазины, качественный немассовый общепит, банковские офисы и т.п. — традиционно выбирают классический центр Новосибирска: Центральный, Железнодорожный районы, а также район так называемого «нового» центра — метро «Октябрьская», причем преимущественно локации с парковочными местами, добавляет Марина Белых.

«Запросы арендаторов меняются постоянно, я бы сказал “мутируют”, они стараются приспособиться под экономику, выстраивая свой бизнес. На текущее время мы имеем два типа арендаторов: федеральные и частный бизнес, новички или масштабирующие свой текущий бизнес. Первые, федеральные, имеют четкие границы требований к помещениям и поддерживают их финансовой составляющей. А вторые — частный бизнес с высокими изначально требованиями к помещениям и зачастую с меньшими финансовыми возможностями. Структура спроса — это всегда наличие трафика, парковка для автомобилей, центральная часть города или выборочная часть жилых микрорайонов, зависящих от плотности застройки»,— комментирует ведущий эксперт-брокер Агентства коммерческой недвижимости MDBroker Сергей Виноградов.

При этом бизнес более осторожно подходит к выбору помещений, отмечают эксперты. Объем площадей торговых площадок снижается из-за стремления арендаторов к экономии. Выше всего (более 40%) спрос на небольшие площади — 30–70 кв. м. Объекты площадью 70–150 кв. м востребованы меньше (около 30%).

В то же время, по данным «Авито недвижимость», спрос со стороны покупателей, наоборот, приходится на крупные площади (50–100 и 200–400 кв. м). «Так, предпринимателям выгоднее приобрести помещение с большим метражом и, разбив его на отдельные зоны, сдавать нескольким арендаторам»,— отметили в пресс-службе агрегатора.

По словам экспертов, ротация в стрит-ритейле вполне закономерна. Существующий спрос со стороны потребителей на товары и услуги трансформирует традиционную структуру аренды. Между тем до конца 2021 года рынок продолжит стагнировать, предполагают аналитики, полное восстановление (до уровня 2019-го) произойдет не ранее 2022 года.



Автор: Лолита Белова
Источник: www.kommersant.ru