Аналитики составили топ торговых центров-2016. Кто и почему вырвался вперед, какие проекты нужны городу, кто будет развиваться, а в каких сегментах рынок будет падать.
О ситуации на рынке торговых и торгово-развлекательных центров в 2015-2016 гг.
По данным экспертов консалтинговой компании, на конец II квартала 2016 года в городе функционирует 17 качественных торговых центров. Крупнейшими из них являются «МЕГА», «Аура» и «Галерея Новосибирск».
По итогам 1 полугодия 2016 года, обеспеченность качественными торговыми площадями кв. м/1 000 жителей ТЦ Новосибирска среди городов-миллионников составила 306,3 кв. м на 1 000 жителей.
Это 9 место среди городов-миллионников РФ и 19 место среди милионников РФ и Европы.
ТЦ «Роща» сменил название на «Холидей Family», с 2016 года ТЦ управляет УК «Холидей». В III квартале 2017 года в ТРЦ «АУРА» планируется введение в эксплуатацию пристройки общей площадью 1 000 кв.м с арендатором H&M.
Концепции долгостроев за время простоя теряют актуальность и не пользуются спросом. Сроки открытия известных объектов ТРЦ «Европейский» (45 тыс. кв. м), Omega Plaza (90 тыс. кв. м.), «Эдэм» (тыс. кв. м.) неоднократно переносились. В феврале 2017 официально откроется для покупателей ТРК «Эдем», в декабре 2016 «Детский мир» открылся по собственной инициативе.
Основными тенденциями рынка торговых и торгово-развлекательных центров Новосибирска в 2015-2016 гг. стали:
1. АРЕНДАТОРЫ И АРЕНДОДАТЕЛИ
Рынок торговой аренды качественных площадей стабилизировался. Как отмечают аналитики, был определенный рост вакансии в 2014-2015 году. При этом нет повышенного спроса на торговые. Сохранился фиксированный спрос на качественные торговые площади в лучших ТЦ города (на условиях рынка, в крупных ТЦ города: «Мега», «Аура», «Галерея Новосибирск», «Сибирский молл», «Сан Сити» - доля вакансии в которых составляла 1-3%).
Региональные и новосибирские эксперты отмечают, что рынок с 2014 года прошел стадию Арендодателей, Арендаторов, стабилизировался на взаимных лояльных отношениях с акцентом на профите покупателей. Арендодатель помогает в обновлении помещения Арендатора, идет навстречу, фиксирует ставки, уменьшает ставки за счет сокращения пакета маркетинговых услуг, оставляя эксплуатационные. При этом опытные управляющие внимательно изучают бизнес Арендаторов для развития их потенциала в ТРЦ.
Ставка аренды меняла структуру оплаты и способ ее расчета. В 2015 году снижали. Были произведены фиксации курса по договорам, привязанным к валюте. По итогам 2016 года все большее количество арендаторов стало платить % с оборота за аренду. Ряд ТЦ идет навстречу своим арендаторам и устанавливает определенный минимальный порог арендной ставки, выше которого размер арендной ставки зависит от оборота арендатора.
Директор ООО «УЧЁТ» (МФК «Сан Сити»), Роман Игнатов отметил, что федеральные сети при открытии новых магазинов настойчиво предлагают схему начисления аренды CAP (ограничение максимальной доли арендных платежей в общем товарообороте Арендатора).
Зачастую сети ритейлеров развивались копированием магазинов в разных ТЦ.
2. ПРИБЫЛЬ
В целом все УК отмечают снижение товарооборота из-за платежеспособности посетителей.
Доходность торговых компаний снизилась до 15-17% в год. Как отмечает Игнатов Роман УК «Учет» (МФК «Сан Сити»), в выигрыше сегмент бытовой техники и электроники – рост выручки на 12%.
Практически не изменилась выручка в продуктовом и развлекательном сегменте, сегменте товаров для детей. Появилось достаточно много отечественных арендаторов, представляющих российских дизайнеров и производителей одежды, продукты питания, товары для дома, косметику с доступной ценой.
Ключевые меры по работе с вакантными площадями основаны на ротации, перераспределении площадей, реконцептах и реновациях. Изменение форматов магазинов и стратегии их развития происходит после смены собственников магазинов и девелоперов ТЦ. Федеральные торговые сетевые компании уменьшили свои размеры и сократили занимаемые в торговых центрах площади.
Крупнейшие торгово-развлекательные центры Новосибирска
* Доля (%) арендопригодной площади, сданной в аренду на 01.01.2017
Методика
В рейтинге представлены региональные, окружные, районные торговые центры / торгово-развлекательные центры и комплексы Новосибирска со сданной площадью в аренду свыше 10000 кв.м и арендопригодной площадь не менее 11000 кв.м. Специализированные центры (мебельные, строительные, продуктовые) не учитывались.
Основной ранжирующий показатель — % арендопригодной площади, сданной в аренду ТЦ/ТРЦ на 01.01.2017 г., тыс. кв. м.
Дополнительные показатели — объем арендопригодной площади тыс. кв.м, количество арендаторов на 01.01.2017, общая площадь на 01.01.2017 г., тыс. кв. м.
Принятые сокращения: н/д - нет данных.
Региональные
Окружные
Районные
3. ПОКУПАТЕЛИ
Отмечается замедление снижения трафика после 2015 года до уровня 3-5 % по качественным площадям и перераспределение между новыми до 30%. Новые ТЦ автоматически делят трафики со своими конкурентами в первой и второй зоне охвата, так например, с открытием «Галерея Новосибирск» трафик ТРЦ «Аура» снизился на 30%.
Основные тренды поведения посетителей на территории ТЦ – экономия. ТЦ стали местом проведения встреч, простого общения и развлечений, для совершения покупок. Посетители сравнивают цены, ориентируются на акции. Отмечен факт, что на территории фуд-кортов посетители приносят свои ланч-боксы.
Меры повышения лояльности покупателей и роста трафика - event-мероприятия. Основные меры – это массовые мероприятия с акциями от магазинов ТРЦ и партнеров, введение бонусных карт, проведение спортивных, выставочных, конкурсных мероприятий.
Региональные
Окружные
Районные
Структура торгово-развлекательных площадей в аренде
Региональные
Окружные
Районные
Лидеры по количеству арендаторов
Региональные
Окружные
Районные
Структура торгово-развлекательных площадей в аренде по типам арендаторов