Заявка на оказание услуги

После отправки заявки на указанную электронную почту будет отправлено подтверждение

Фамилия Имя Отчество Заполните поле
Телефон Заполните поле
Email Заполните поле
Текст Заполните поле
Введите символы
Заполните поле
+7 (383) 363 18 18
заказать звонок

Заказать звонок

Имя Заполните поле
Телефон Заполните поле
Комментарий
Введите символы
Заполните поле
ООО «Деловой Новосибирск»
ИНН 5406374623
630102, г. Новосибирск, ул. Кирова, 50, офис 25/1
Тел/факс +7 (383) 363 18 18 (многоканальный)
e-mail: office@dn-nsk.ru; www.dn-nsk.ru

Новости прессы

Башни с призраками: как высотная застройка влияет на благоустройство города

20.08.2019 Дайджест  

1311441_1000.jpg

Еще в прошлом веке высотные здания считались вотчиной крупных корпораций, а позволить себе недвижимость в небоскребе могли только самые обеспеченные жители мегаполисов. В современных городах-миллионниках высотная застройка – не признак элитарности, а способ справиться с постоянным ростом населения и решить жилищный вопрос. Сайт "РИА Недвижимость" на прошедшем в начале июля Московском урбанистическом форуме узнал у иностранных экспертов, почему не нужно демонизировать высотки, какие возможности для благоустройства открывает вертикализация городов и как их использует Москва.

Высотный люкс

В 1885 году в Чикаго построили первый в мире небоскреб из стекла и бетона – здание Страховой компании. Высота объекта составила 10 этажей, совсем немного по нынешним меркам. Однако именно с этого здания начинается отсчет эпохи вертикального строительства, рассказывает профессор университета Ньюкасла и автор книги "Вертикаль: город от спутников до бункеров" Стивен Грэм.

По его словам, в XIX веке высотные здания в основном строились для деловых целей и считались символами крупных корпораций и больших денег.

"Высотки практически сразу стали уделом элиты, в них стали открываться офисы и штаб-квартиры богатых компаний. Вертикальная застройка была синонимом достатка. Забавно, что даже в языке большинство выражений, связанных с властью и финансовым состоянием, так или иначе связаны с вертикалью: смотреть на людей сверху-вниз, высшее общество, быть на вершине мира", – объясняет Грэм.

Со временем наполнение высотных зданий изменилось, в небоскребах начали открываться отели и торговые центры, помещения также стали сдавать под жилые апартаменты. Впрочем, позволить их себе мог только по-настоящему состоятельный человек. Еще на стадии проектирования большинство высоток задумывалось как жилье бизнес-класса, а дизайн жилых помещений отвечал люксовым стандартам.

Здесь, отмечает профессор, и возник "вертикальный парадокс": теоретически строительство высоток должно решить проблему растущей плотности населения в городах-миллионниках, тем не менее, готовые здания нередко остаются недоступными даже для условного среднего класса.

"На земле становится тесно, города плотно населены, и люди начинают осваивать небо – это логичный шаг. При этом готовые высотки часто просто не по карману обычному потребителю. Вот и получается: цены на жилье растут, зданий становится больше, но у городов нет возможности их заполнить", – объясняет Грэм.

Помещения в небоскребах из потенциального места проживания превращаются в выгодное вложение денег, не секрет, что большинство квартир и апартаментов в таких зданиях распродаются еще "на стадии котлована". При этом, подчеркивает Грэм, большинство владельцев в них даже не живут.

"Небоскребы становятся мертвыми башнями с призраками, соответственно вокруг них не развивается ни инфраструктура, ни сфера услуг, ни благоустройство", – говорит профессор.

Демонизации – нет

Несмотря на то, что небоскребы зачастую не становятся эффективным решением жилищного вопроса в крупных городах, Грэм уверен: демонизировать высотные здания как таковые не стоит.

"Критиковать, на мой взгляд, следует не сами высотки, а их презентацию и доступность для населения. В мире существует огромное количество примеров вертикальной застройки, которая прекрасно спланирована и, главное, социально доступна. Например, архитектурные проекты Ле Корбюзье. Или здания в Сингапуре – это совсем маленький остров, но архитекторы проектируют там небоскребы, объединенные между собой разноуровневыми платформами, на которых разбивают сады, создают общественные пространства, работает малый бизнес", – перечисляет профессор.

Создание высотных башен, объединенных на разной высоте платформами и переходами, поможет вывести их заселение на новый уровень, считает Грэм. Также следует уделить большое внимание их доступности для разных слоев населения. Один из вариантов – обустраивать в небоскребах социальное жилье, помимо апартаментов и элитных квартир.

"Высотные города не выживут усилиями исключительно суперобеспеченных жителей, которые большую часть времени не живут в собственной недвижимости. Помимо высококлассного дизайна, высоткам необходимо качественное содержание и благоустройство, а также социальные регуляции, чтобы обеспечить посильную для большинства арендную плату. Это восхитительный вызов для архитекторов и урбанистов, но бояться этого не стоит – в мире уже реализовано несколько позитивных проектов в подобном ключе, и на них можно ориентироваться", – уверяет Грэм.

Зелень в стекле и бетоне

При всех недостатках и недоступности вертикальной застройки, у небоскребов есть неоспоримый плюс – при их строительстве на земле освобождается огромное свободное пространство, которое можно использовать для развития инфраструктуры и масштабного благоустройства. Упускать такие возможности ни в коем случае нельзя, считает Грэм.

"Если мы строим вертикальные города, не стоит сдерживать воображение. При благоустройстве территории вокруг небоскребов следует уделять внимание созданию парковых пространств и зеленых зон, интегрировать их в существующие улицы, чтобы создать места для социализации населения, спортивных и досуговых активностей", – объясняет профессор.

Дом, по его словам, не должен ограничиваться коробкой из бетона и стекла, в таких условиях ни один житель не будет чувствовать себя полноценным. Обитателю вертикального города нужно место, которое будет сочетать в себе возможности для получения разнообразных услуг, работы и отдыха. А масштабное озеленение необходимо, чтобы улучшить и качество жизни, и экологию в районе высотной застройки.

При этом создавать многогектарные парки вокруг одиночных небоскребов вовсе не обязательно и даже вредно, считает основатель 8 80 Cities и амбассадор World Urban Parks Гил Пеньялоса. Современный тренд – небольшие районные парки и локальные общественные пространства, которые жители городов могут использовать ежедневно.

"Если сквер, парк или общественное пространство пустое, его создание было бесполезным. Лучшие из таких мест – не те, что выигрывают архитектурные премии, а те, куда люди регулярно возвращаются", – отмечает Пеньялоса.

По его мнению, качественное общественное пространство в первую очередь должно быть доступно для всех категорий населения, включая инвалидов, пожилых и детей. Кроме того, такой рекреационный участок следует обустраивать в каждом районе вертикального города, причем в шаговой доступности для его обитателей, то есть в радиусе примерно 500 метров.

"Эти районные местечки очень важны. Приходя туда, люди социализируются, развивают чувство сопричастности, добрососедство и солидарность. Да, там, возможно, не поиграешь в футбол, но именно для таких целей и строятся крупные городские парки, куда можно выбираться всей семьей на выходные. Современному городу необходима целая система скверов, парков и общественных пространств, которые дополняют друг друга и дают жителю мегаполиса возможность выбирать, как именно провести свой досуг", – уверяет Пеньялоса.

Московская высота

В Москве многоуровневых небоскребов с платформами пока нет, зато территорию вокруг старых и новых высотных зданий благоустраивают регулярно.

Так, территория вокруг небоскребов делового центра "Москва-Сити" долгое время не считалась комфортным местом для прогулок. Туда приезжали разве только на шопинг в "Афимолл Сити" или на экскурсию в смотровые площадки башен. А вот гулять в окружении дорожных развязок и стеклянных гигантов было неуютно.

Однако горожане и гости столицы потянулись сюда гораздо охотнее после благоустройства Краснопресненской набережной и создания многоуровневого парка в районе высоток. Теперь после посещения башен можно совершить неспешный и комфортный променад по набережным в сторону центра. А после завершения благоустройства Пресненской и Шелепихинской набережных, которое активно ведется в этом году, гулять можно будет и в другую сторону. Строительство же прозрачного моста-галереи, который свяжет станцию МЦК "Деловой центр", бизнес-центр "Москва-Сити" и Пресненскую набережную, позволит визуально отвлечь внимание гуляющих от узла дорожных развязок и сделает панораму променада вдоль набережных цельной.

Впрочем, над улучшением качества жизни и инфраструктуры работают и в высотных периферийных районах Москвы. В частности, это один из ключевых пунктов программы "Мой район", запущенной в столице в 2019 году. Все проекты в рамках этой программы также в обязательном порядке обсуждаются с местными жителями, потребности и пожелания фиксируются, чтобы обеспечить максимально комфортное проживание в районе. Лимита заявок от местного населения при этом не существует. Программа предусматривает вмешательство жителей района на любом этапе ее реализации, все поправки и идеи рассматриваются и принимаются во внимание. Первые масштабные результаты "Моего района" уже заметны – так, например, в высотном Бирюлево Западном недавно открылся парк "Яблоневый сад". На территории в 15 гектаров по просьбам горожан установили беседки для отдыха, обустроили детские площадки и даже мини-скалодром.

В рамках программы "Моя улица" за последние семь лет в столице создали десятки новых общественных пространств в условиях плотной городской застройки. Так, например, в районе Китай-город появилась Хохловская площадь, ставшая новой рекреационной зоной и популярным местом среди молодежи и туристов. В районе высотного бизнес-центра "Оружейный" на Садовом кольце создали настоящую пешеходную зону: там появился зеленый сквер и места для отдыха.

Не первый год действует в столице программа "Развитие городской среды", направленная на улучшение локальной инфраструктуры. По программе жители любого района Москвы, включая обитателей высоток, могут обратиться к властям города с просьбой разбить мини-парк или сквер в шаговой доступности от своих домов. Предварительный проект можно составить по желанию, однако его наличие не обязательно. Если инициатива жильцов получит одобрение, и участок под предполагаемый сквер включат в программу, дальнейшее его обустройство в обязательном порядке будет согласовываться и инициаторами проекта и местным населением. Ярким примером эффективности программы стал парк "Горка" на Китай-городе, чье создание полностью стало заслугой жителей района. Сегодня вместо заброшенной парковки здесь – многофункциональный мини-парк, в котором можно погулять с детьми, позаниматься спортом на воркаут-площадке или просто срезать путь через центр по зеленой зоне.



Источник: realty.ria.ru