Представителям бизнеса могут дать возможность открывать счета в многофункциональных центрах (МФЦ). Дополнительно посещать отделения банков для активации счета предпринимателям не потребуется. Информацию подтвердил собеседник, близкий к Минэкономразвития. Эксперты поддержали новацию, но высказали опасения, что при таком сценарии не будет выполняться принцип «знай своего клиента». Вопросы у них вызывает и квалификация сотрудников МФЦ.
В рамках нововведения сотрудники МФЦ по сути получат полномочия сотрудников банков по идентификации корпоративных клиентов. Представителям бизнеса нужно будет предоставить в МФЦ все те же документы, что и в банк для открытия расчетного счета, включая паспорт, учредительные документы, выписки из Единого реестра юридических лиц и др. Сотрудник МФЦ примет набор документов, отсканирует их и направит в банк, а тот — откроет предпринимателю счет. По словам источника, сейчас в МФЦ предприниматели могут подать заявку на открытие расчетного счета в банке и даже получить номер счета, чтобы предоставить его партнерам для заключения договоров. Но для активации счета все равно нужно посетить отделение кредитной организации. Нововведение избавит бизнес от лишних действий — все можно будет сделать в МФЦ: и подать заявку на регистрацию, и открыть счет. Для этого необходимо изменить действующее законодательство, в том числе 115-ФЗ.
— Минэкономразвития России ведет работу по расширению доступа граждан и предпринимателей к государственным, муниципальным и коммерческим услугам, предоставляемым по принципу «одного окна», — пояснили «Известиям» в Министерстве экономического развития, которое отвечает за развитие МФЦ. — В частности, министерством прорабатывается вопрос организации предоставления в МФЦ отдельных банковских услуг предпринимателям. В рамках данной работы необходимо проанализировать практику работы МФЦ с банками, чтобы выявить существующие проблемы и совместно с Банком России их решить.
По данным Минкомсвязи, в России работает 13 тыс. МФЦ, и они охватывают 96% населения страны. Банковских отделений в стране — более 30 тыс., но их число сокращается. По данным Центрального банка, за последние три года количество банковских отделений уменьшилось на 21% — с конца 2014 года в России были закрыты 9289 банковских отделений.
По мнению президента «Опоры России» Александра Калинина, открытие счетов в МФЦ будет удобно для бизнеса: очередей нет, на месте дают консультации по банковскому обслуживанию, мгновенно обслуживают, а квалификация сотрудников МФЦ не вызывает вопросов.
Сотрудничество с МФЦ при правильно выстроенном процессе позволит банкам увеличивать клиентскую базу, сокращая издержки на привлечение клиентов. Подобный канал сможет работать только для «простых» банковских продуктов, поскольку сотрудник МФЦ ограничен во времени консультации клиента, а также из-за большого объема госуслуг, предоставляемых в окне.
Но вопросы вызывает реализация основного принципа «знай своего клиента», ответственность, которую будут нести сотрудники МФЦ и насколько качественно они смогут проверять предоставляемые бизнесом документы. Открытым остается вопрос и выбора банка. Очевидно, что предприниматели будут консультироваться с сотрудниками МФЦ по выбору банка, и пока непонятно, какие будут действия сотрудников МФЦ, когда им зададут этот вопрос.