Должен ли менеджер обладать опытом именно в той рыночной сфере, где ему поручено строить или перестраивать бизнес? Что важнее всего для успеха в такой ситуации?
Запуск и развитие любого нового проекта, оборудования, предприятия, видеоролика, сайта – шаг в доселе неизведанное пространство. Поэтому человек, которому доверяется выполнить этот шаг, как минимум, должен быть готов к нему морально, как максимум, должен обладать необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками. И готовить его к этому шагу нужно так же.
Но что такое практический опыт? Это не обязательная программа, но это тот опыт, который поможет в будущем стать успешным, станет точкой опоры в принятии важных и значимых решений, в конечном итоге определяющих правильное направление Вашего проекта. И здесь неформальный подход не уместен.
Важной составляющей также является теоретическая база: насколько Вы готовы решать вопросы, постоянно возникающие в области экономики, финансов, работе с клиентами, подготовки отчетности, операционного управления.
Объективно оценить эффективность работы менеджера на новом месте работы в условиях высокого уровня неопределенности возможно, только лишь оценив его управленческие способности. Менеджер, обладающий способностями к руководящей работе, должен обладать определенной методикой вхождения в проект с нижнего старта, знать, как это сделать, что называется, step by step. Но чтобы создать такую дорожную карту, такой план работы, нужно иметь представление о том, куда двигаться, в каком направлении применять свои знания и расходовать время.
Необходимо опираться на показатели деятельности рынка и на прогнозные финансовые результаты. Цифры всегда и во всем имеют огромное значение. На основании опыта стоит планировать проекты в три шага.
1. Просчитать экономику
- Оценить рынок (область деятельности) в целом и региона, в котором вы планируете проект: конкуренты, цены, спрос и предложение.
- Очень важно спрогнозировать риски, так как именно риски влияют на рост затрат, на выполнение планов по выходу на прогнозируемые объемы производства и продаж. В недвижимости, к примеру, рисками является конкурентная среда, место расположения объекта, транспортная инфраструктура, менталитет людей, населяющих регион.
- Необходимо применить креативный подход и абстрагироваться от планов, выстроенных совместно с представителями местных органов самоуправления. При реализации проектов в рамках частно-государственного партнерства взаимодействие с представителями государства является одним из серьезных рисков (при условии, что уровень лоббизма находится на обычном конкурентном уровне).
- По результатам экономической работы представить и интерпретировать физические, натуральные показатели деятельности: планы, перспективы, ценообразование, влияние различных факторов на стоимость продукта, работ и услуг. Планы составлять с учетом пессимистичного и оптимистичного вариантов реализации проекта.
2. Выстроить планы по всем направлениям
- Персонал. Потребности, штат, система оплаты труда, мотивация и подбор нужных кадров.
- Распределение обязанностей. Контроль.
- Подготовка к производству, эксплуатации, оказанию услуг. Пример для производственного предприятия: поставка оборудования, запуск и наладка, обслуживание, инвентаризация и система сохранности и обслуживания.
- Снабжение.
- Логистика.
- Бухгалтерский и управленческий учет.
- Налаживание и оптимизация технологических процессов.
- Коммерческая служба: договорная работа, работа с основными клиентами.
- GR, PR и маркетинг.
3. Создать адаптивную систему управления
- Определить показатели деятельности по каждому направлению.
- Провести плановые совещания, обсудить текущие и перспективные планы.
- Оценить текущую ситуацию и принять управленческие решения.
Самым важным в любой работе является правильно выстроенная работа с людьми: с персоналом, с клиентами, с партнерами, со всеми, с кем приходится взаимодействовать. Очень важно слышать людей, их потребности и желания и принимать решения только учитывая и взвешивая человеческий фактор в управлении.